Вопросительный статус
Суд и ФАС разошлись в вопросе лишения Объединенной энергетической компании статуса ТСО
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) отказала ОАО «Объединенная энергетическая компания» (ОЭК), третьей по размеру электросетевой компании в Ленобласти, в возврате статуса территориальной сетевой организации (ТСО) на территории региона. Это не позволит ОЭК получать прибыль от своей основной деятельности и направлять ее на обслуживание сетей. Антимонопольщики мотивировали свое решение тем, что сетевая компания нарушила законодательство, пользуясь оборудованием электростанций. При этом за месяц до решения ФАС арбитражный апелляционный суд Москвы признал, что подобных нарушений ОЭК не допускала.
ФАС не увидела оснований для отмены решения комитета по тарифам и ценовой политике Ленобласти, который отказался устанавливать ОЭК тарифы на услуги по передаче электроэнергии в 2018 году, следует из июльского приказа ведомства. Областные чиновники лишили ОЭК статуса ТСО, на основании которого ей устанавливаются тарифы на передачу электроэнергии, еще в ноябре 2016 года. Если раньше регулятор выделял ОЭК примерно 400 млн рублей в год, которые направлялись на обслуживание сетей, то после этого решения деньги компании выделять перестали. ОЭК являлась в регионе третьей по размеру необходимой валовой выручки сетевой компанией, уступая лишь ПАО "Ленэнерго" и АО "ЛОЭСК".
Правительство Ленобласти, лишая ОЭК статуса участника энергорынка, руководствовалось новыми правилами функционирования ТСО, которые два года назад утвердил глава правительства РФ Дмитрий Медведев. В частности, они запрещают ТСО владеть или арендовать энергообъекты, относящиеся к генерации (п. 6 в постановлении правительства N 989). Областные чиновники зафиксировали, что распределительное устройство подстанции 220 кВ "Ручьи", которая принадлежит ОЭК, является составной частью Северной ТЭЦ ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1" (ТГК-1), на основании чего лишили сетевую компанию статуса (см. "Ъ" от 01.11.2016).
В июльском приказе ФАС этот вывод подтвердили. Для проверки информации антимонопольщики обращались в АО "Системный оператор Единой энергетической системы" (СО ЕЭС) и ТГК-1. ФАС выяснила, что оперативные переговоры между диспетчерским персоналом ленинградского филиала СО ЕЭС и персоналом подстанции "Ручьи", а также передача телеметрической информации с электросетевого объекта фактически осуществляются через главный щит управления Северной ТЭЦ. ТГК-1 по запросу ФАС также подтвердила наличие действующего договора о передаче диспетчерской информации с подстанции "Ручьи" в филиал СО ЕЭС.
То, что ОЭК осуществляет свою деятельность через распределительные устройства, являющиеся неотъемлемыми составными частями объектов генерации, приводит к дополнительной тарифной нагрузке на потребителей электроэнергии, то есть к увеличению конечных тарифов, резюмировали в ФАС.
При этом за месяц до решения ФАС, 14 июня 2018 года, девятый арбитражный апелляционный суд Москвы поддержал ОЭК в споре с федеральным ведомством по аналогичному поводу. Апелляционная коллегия пришла к выводу, что ФАС не предоставила достаточных доказательств несоответствия ОЭК шестому критерию отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО, а также доказательств, что компания совмещает деятельность по передаче и производству электроэнергии.
"Наличие общих технологических связей объектов по производству и передаче электроэнергии, принадлежащих разным хозяйствующим субъектам, <...> не является признаком совмещения деятельности по передаче электроэнергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии",— говорится в постановлении суда.
Также суд делает вывод, что ОЭК не может владеть распредустройством, входящим в имущественный комплекс Северной ТЭЦ, на основании приказа Минэнерго от 8 июня 2016 года. Согласно этому приказу подстанция ОЭК "Ручьи" отнесена к объектам Единой национальной (общероссийской) электрической сети. На основании пятого пункта критериев к указанным объектам электросетевого хозяйства не могут относиться распредустройства электростанций, входящих в имущественных комплекс генерирующих объектов.
В ОЭК считают, что ФАС, которая в июле издала приказ, по сути своей полностью противоречащий решению суда месяцем ранее, "подрывает государственные устои". Однако здесь есть юридические тонкости. Осведомленный источник "Ъ" отмечает, что ОЭК оспаривала в суде приказ ФАС, но де-юре компанию лишили статуса ТСО на основании приказа регионального комитета по тарифам. В июле ФАС подтвердила законность этого приказа, что и позволило не возвращать ОЭК статус ТСО.
Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, комментируя "Ъ" ситуацию вокруг ОЭК, отметил, что лишение статуса ТСО не мешает компании оказывать услуги своим клиентам. "ОЭК первоначально создавалась как компания, обслуживающая садовые кооперативы и небольшие дачные поселки. Эти функции у нее остаются",— говорит господин Дрозденко. В случае если ОЭК не согласна с действиями областного правительства, то губернатор предлагает компании оспорить эти действия в суде.
"Ъ" будет следить за развитием событий.