Городские перевозчики предлагают поднять тариф
Разовый проезд в метро, автобусе и трамвае может подорожать на два рубля в 2019 году
ГУП «Петербургский метрополитен», ГУП «Горэлектротранс» и ГУП «Пассажиравтотранс» подали документы в Смольный на увеличение тарифов разового проезда на 2 рубля в 2019 году, при этом стоимость проездных билетов может увеличиться на 4%. Таким образом, стоимость проезда в метро предлагают поднять до 47 рублей, в троллейбусе, трамвае и автобусе — до 42 рублей. На прошлой неделе, как сообщал "Ъ", в комитете по тарифам Петербурга заявили, что имеют «серьезные намерения сохранить тарифы без изменения на всех видах транспорта на 2019 год». Эксперты считают, что городу необходимо перейти на работу с перевозчиками по сервисному контракту, как это делает Москва, где транспортные предприятия получают деньги не за перевезенных пассажиров, а за километры пробега.
Рабочая группа с представителями комитета по транспорту, комитета по финансам, комитета по тарифной политике рассматривает два варианта установления цен за проезд на общественном транспорте в 2019 году, следует из пояснительной записки по итогам совещания ("Ъ" ознакомился с документом). Согласно первому варианту, тарифы в 2019 году не увеличат и сохранят на уровне 2018 года (см. "Ъ" от 26.07.2018). Во втором варианте от ГУП "Петербургский метрополитен" получено предложение повысить стоимость разового проезда до 47 рублей, а от ГУП "Горэлектротранс" и ГУП "Пассажиравтотранс" — до 42 рублей. Стоимость проездных билетов транспортных предприятий может увеличиться с ростом на индекс потребительских цен 2019 года по Санкт-Петербургу (1,04). Выбор того или иного сценария зависит от полученных комитетом по тарифам заявок перевозчиков и возможностей бюджета, говорят в "Пассажиравтотрансе".
Петербуржцы оплачивают проезд по ценам, не покрывающим экономически обоснованные расходы транспортных организаций, считают в комитете по тарифам. Недополученные доходы перевозчиков покрываются за счет субсидии из бюджета города. В 2018 году экономически обоснованная себестоимость поездки в метро составляет 51,1 рубля, наземным транспортом — 42,6 рубля. Однако уже второй год подряд власти не повышают тарифы. Как заявлял ранее аналитик ГК "Финам" Алексей Калачев, отказ от повышения тарифов может быть связан с избирательной кампанией. При этом тарифы, по мнению аналитика, поднимут вскоре после губернаторских и муниципальных выборов в 2020 году сразу на 20-25%, чтобы компенсировать отставание от роста затрат.
Вместе с этим растет сумма субсидий для перевозчиков. В 2018 году "Пассажиравтотранс" получил из бюджета 7,9 млрд рублей, "Горэлектротранс" — 8,3 млрд рублей. Совокупные субсидии на перевозку пассажиров автобусами на плановый 2019 год составляют 11,1 млрд рублей, на 2020 год — 11,8 млрд рублей. Проезд на электротранспорте компенсируют в 2019 году на 8,7 млрд рублей, в 2020 году — 9,1 млрд рублей, следует из бюджета Петербурга на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. В 2016 году субсидия метрополитену составила 11,2 млрд рублей, в 2017 году — 12 млрд рублей, в 2018 году — более 18 млрд рублей (еще 2,3 млрд — на увеличение уставного капитала ГУП). Размер субсидии метрополитену на плановый 2019 год — 18,4 млрд рублей, на 2020 год — 19,4 млрд рублей. При этом в 2020 году уставный капитал метрополитена увеличат на 6,6 млрд рублей. В комитете по транспорту и ГУП "Петербургский метрополитен" на письменные запросы "Ъ" не ответили.
Последний раз стоимость разового проезда в метро увеличилась с января 2017 года — с 40 рублей за жетон она выросла до 45 рублей. Это произошло после того, как Смольный принял решение перейти на экономически обоснованный разовый тариф проезда. При этом стоимость проездных билетов длительного пользования поднялась не более чем на 7,7%.
Эксперт МОО "Город и транспорт" Владимир Валдин считает более оправданной систему работы перевозчиков на сервисном контракте, когда организация получает деньги не за перевезенных пассажиров, а за километры пробега. Существующая система с оплатой за посадку архаична и порочна, она предполагает, что цены всегда будут повышаться, говорит эксперт, поясняя, что автобус, перевозящий трех человек, и автобус с 50 людьми на борту стоят перевозчику одинаково, только во втором случае машина будет тяжелее, что повышает расход бензина на 2%.
В Петербурге, отмечает господин Валдин, долгосрочные проездные билеты самые дорогие, причем коммерческие перевозчики не принимают эти билеты. Например, в Москве проездной на 30 дней, согласно тарифам "Мосгортранса", стоит 2075 рублей (поездки в метро, на монорельсе или на наземном транспорте). В Петербурге единый проездной билет на метро, трамвай, троллейбус и автобус в месяц стоит 2900 рублей. Пока субсидия рассчитывается по количеству пассажиров, экономика будет кривая, а стоимость проезда будет расти, заключает эксперт.