Дама с задачкой
Джессика Честейн в фильме «Опасная игра Слоун»
В прокат выходит политическая драма Джона Мэддена «Опасная игра Слоун» (Miss Sloane) с Джессикой Честейн в уже привычном для этой актрисы амплуа железной леди без страха, хоть и не без упрека. Рассказывает Юлия Шагельман.
Элизабет Слоун — главный бриллиант в короне влиятельной вашингтонской лоббистской фирмы «Коул, Кравиц и Уотерман». Она изящно жонглирует законами и поправками, гнет этический кодекс Сената и Конгресса США, что дышло, заводит нужные связи и с легкостью вытряхивает из спонсоров миллионы долларов — все для того, чтобы клиенты получили, что им нужно, например, отмену налога на пальмовое масло. Разумеется, вместо головы у этой женщины калькулятор, вместо сердца — глыба льда, совесть отсутствует, личную жизнь заменяют таблетки бензодиазепама и еженедельные встречи с жиголо. А ее 15-сантиметровые шпильки, красная помада и черные брючные костюмы транслируют внешнему миру не секс, а силу и власть.
Но неожиданно и на эту старуху находится проруха — новый заказчик, оружейник, которому надо блокировать законопроект об ужесточении контроля над оружием, переходит черту, за которой даже мисс Слоун, к вящему удивлению собственного руководства, не возьмется на него работать. Более того, она вместе со своей командой молодых да ранних хипстеров от политики уходит в конкурирующую фирму, чтобы продавить тот самый законопроект. Дело кажется безнадежным — всем, кроме нее.
Слоганом к «Опасной игре Слоун» могла бы стать фраза «Джессика Честейн идет за "Оскаром"». И правда, здесь есть все составляющие: сценарий из составляемого профессионалами индустрии неформального черного списка (в который попадают лучшие тексты, отвергнутые студиями,— и те, одумавшись, сразу же обращают на них внимание), номинант «Оскара» в режиссерском кресле, центральная роль сильной и независимой женщины — в полном соответствии с модными трендами (причем в Штатах фильм вышел в 2016-м, до того как это стало мейнстримом). И играющая королеву свита, куда вошли еще два оскаровских номинанта — Джон Литгоу и Сэм Уотерстон.
Однако что-то пошло не так, и Честейн добралась только до номинации на «Золотой глобус», в которой она проиграла Изабель Юппер. Через год она повторила все то же самое с фильмом «Большая игра» (Molly`s Game): оскароносный режиссер и сценарист Аарон Соркин, центральная роль сильной и независимой женщины — теперь это уже стало мейнстримом, увенчанные наградами Идрис Эльба и Кевин Костнер в саппорте. И снова не пошло дальше номинации на «Золотой глобус», который в этот раз более чем заслуженно достался Фрэнсис Макдорманд.
В этом упорстве актриса похожа на своих героинь, не только из «Опасной» и «Большой игры», но и, например, из фильма «Цель номер один» (2012), за который она таки получила номинацию и на «Глобус», и на «Оскар» (но и тогда осталась без наград). Поэтому роль мисс Слоун кажется для нее подарком судьбы — здесь есть броские монологи, острые пикировки, пронзительные взгляды, жесткая линия рта и несгибаемая воля, которую Честейн способна сыграть как никто другой. Имеется, куда ж без них, и пара обязательных сцен в духе «сильная женщина плачет у окна», но тут, несмотря на все старания актрисы, поверить в уязвимость этой бессердечной стервы гораздо труднее.
К чести авторов, такими эпизодами они не увлекаются. Картина снята не для того, чтобы убедить зрителя, что лоббисты тоже люди (в этом скорее начинаешь сомневаться как никогда раньше), а чтобы насладиться красотой политической игры с двойным, если не тройным дном. Понятно, что Аарон Соркин послужил для сценариста-дебютанта Джонатана Переры самым непосредственным источником вдохновения, но если фильм самого Соркина вышел уже какой-то самопародией, то в «Опасной игре Слоун», наряду со всеми приметами соркинских разговорных драм — диалогами на ходу в коридорах, хлесткими афоризмами (хоть сейчас на футболку), говорящими головами с экранов, геометрически стеклянными интерьерами офисов и общей холодной сине-стальной гаммой, разбавленной только старомодными залами судебных заседаний,— нет ничего лишнего. Каждый персонаж на своем месте, интрига закручена крепко и, хоть несколько затормаживается во второй половине ленты, разрешается эффектным, пусть и совершенно неправдоподобным финалом.
И хотя поход за наградами в этот раз не удался, фильм доказывает, что даже проигранное дело может обернуться неожиданной победой, если ее хорошо спланировать. Сейчас Честейн наконец немного расслабилась и снимается в продолжении хоррора «Оно», но впереди у нее уже маячат два байопика, в том числе Ингрид Бергман — а это точно оскаровский верняк.