Благоустройство художественной среды
«Здесь и сейчас!» в Манеже
В Манеже открылась выставка «Здесь и сейчас!» — невиданный по составу и масштабу (а также бесплатный для посетителей) смотр художественных проектов, так или иначе резонирующих со зрителем либо с городской средой. Рассказывает Игорь Гребельников.
Это первая выставка, организованная непосредственно департаментом культуры города Москвы по поручению мэра Сергея Собянина. Причем сделана она в рекордные сроки и, судя по числу участников (более 50 проектов, включая театральные и разного рода мультимедийные), профинансирована весьма щедро. Предыстория ее такова: 6 июня в Московском музее современного искусства мэр встретился с группой молодых художников. Художникам предложили высказаться о своих нуждах: как говорит глава департамента культуры Александр Кибовский, в числе прочего они просили о возможности выставляться в Манеже, и господин Собянин тут же распорядился им эту возможность дать. Просьба, надо сказать, довольно странная, учитывая, что и выставки, и фестивали современного искусства в Манеже проходят регулярно, иногда даже с неожиданным резонансом, как это было в случае погрома на выставке работ Вадима Сидура.
Но предвыборный заказ попал в руки опытного и грамотного куратора Кати Бочавар, хорошо знакомой не только с тем, что происходит в музеях и театрах, но и со всевозможными культурными инициативами «снизу», которые возникают не благодаря, а вопреки. Именно микс из такого рода проектов и представляет собой выставка «Здесь и сейчас» (ее архитектор — Константин Ларин): она не столько о достижениях, сколько о возможностях, которые город и его обитатели гипотетически могут открыть, стань они доверчивее по отношению к культурным деятелям нового поколения.
Вот, скажем, инсталляция «Чрезвычайная коммуникация» — это приглашение в подъезд «дома на ножках» 1968 года постройки, знаменитого памятника модернистской архитектуры. В идеале этот подъезд был призван быть чем-то вроде клуба, но на деле этого не произошло. И вот активистка Дарья Серенко привлекла художников, чтобы превратить унылые стены, которые жильцы норовят поскорее проскочить, в подобие общедоступной художественной галереи. А вот проект «ARTерия — 7 этажей искусства в больнице ХХI века», придуманный куратором Мариной Звягинцевой: она привлекла известных художников к оформлению интерьеров нового корпуса Морозовской детской больницы.
Есть проекты, вовлекающие в творческую активность зрителя. Как, например, «Театр начинается с палки», где в полноценно оснащенной мастерской сценографа можно поупражняться в создании артефакта из обычной палки — таково одно из первых студенческих заданий в мастерской Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича. Тут же и проекты студентов; особенно впечатляют «Борщой театр» Ани Гребенниковой — корыто, превращенное в макет интерьера оперного театра, где зрительный зал погружен в настоящий борщ, и «Музыка Генри Перселла» Марии Плавинской с декорациями к опере «Король Артур», утопленными в аквариумах с живыми рыбками.
С помощью гигантской камеры-обскуры, сооруженной из всякого хлама Иваном Лунгиным, Георгием Кеймахом и Артемием Перевозником, каждый может сделать свой моментальный портрет по технологии начала ХХ века. Из-за долгой выдержки перед камерой нужно задержать дыхание, замереть (отсюда и название проекта «Memento Mori»). А в «Исповедальне» студентки школы дизайна ВШЭ Любови Донковой, обустроенной как в католическом храме, но только с тремя окошками, можно пережить необычный опыт, когда на вопрос или признание «исповедующийся» получит сразу три ответа от разных перформеров.
В буквальном соответствии с названием выставки «Здесь и сейчас!» на ней весьма обширно представлены перформансы: это редкий случай увидеть работы практически всех значительных молодых российских художников-перформансистов. Не пугайтесь, если вдруг вслед за вами начнет протирать пол своими мокрыми волосами Ольга Кройтор, и проявите деликатность по отношению к обнаженному телу Федора Павлова-Андреевича, который в коллаборации с композитором Владимиром Мартыновым и ателье Playtronica предлагает использовать его как музыкальный инструмент.
Все эти проекты соседствуют с работами художников, созданными для музеев, с яркими презентациями различных институций вроде ГИТИСа или с поразительными в своем подвижничестве проектами вроде коллекции исторических фортепиано музыканта Петра Айду (помимо «Приюта роялей» он представляет шумовую инсталляцию «Звуковые ландшафты»). А еще ежевечерние концерты и спектакли один занятнее другого, причем тоже со свободным входом.
И все вместе это кажется каким-то невероятным торжеством диковинных для обывателя искусств и странных инициатив, невероятно увлекательных, полезных, важных — но на самом деле все они имеют куда более скромную поддержку, чем, скажем, фестивали «Московские сезоны».
И большой вопрос: узнала бы широкая публика об этой дивной креативной прослойке, создающей образ действительно живого города, если бы не предвыборная щедрость?
Пожалуй, самым показательным в этом смысле стал перформанс «Морковь культурная» Елены Ковылиной, одной из самых радикальных и именитых российских перформансисток: все 20 дней работы выставки, переодевшись торговкой с рынка и обложившись товаром, она будет продавать на ней свои картины. Это написанные на холсте изображения разных сельхозкультур — от укропа и свекольной ботвы до моркови и баклажан. Довольно красноречивое свидетельство о местном арт-рынке и вообще положении современного художника, которому приходится сменять свой радикализм на незамысловатые поделки. Хотя как знать — может, с упражнений в раскрашивании палок, рисования овощей или обустройства подъездов начнется новый виток в развитии местной культуры.