Российский бизнес пока не оценил прозрачность

Как инициативу ФНС воспринимают предприниматели

Бизнес сделали прозрачным, и ему это не нравится. 1 августа ФНС начинает публиковать в интернете данные, которые раньше считались налоговой тайной. Это должно помочь в борьбе с фирмами-однодневками, но предприниматели опасаются новых проблем. Какие тайны бизнеса перестали быть секретом и чем недовольны предприниматели? Об этом — Иван Якунин.

Фото: Игорь Елисеев, Коммерсантъ

Незамысловатый дизайн в рыжих тонах, несколько бегунков, строка для поиска — это онлайн-проект «Прозрачный бизнес», нововведение российских налоговиков. Система собирает и обновляет информацию о компаниях и выкладывает ее в открытый доступ. Закон позволяет: понятие налоговой тайны поправили еще в 2016 году.

Сведения, которые публикует ФНС, очень ценны для конкурентов, отмечает старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко: «Ваши конкуренты будут больше о вас знать, несмотря на то, что не все данные публикуются. Соответственно, они могут принимать более информированные решения о своих действиях. На рынке вырастет уровень конкуренции».

Сведения будут публиковать в три этапа. С 1 августа стали публичными такие показатели компаний, как численность сотрудников и налоговый режим. Осенью в открытом доступе появятся сведения о доходах и расходах, а также сервис покажет, уплачены ли все налоги. Зимой на сайте «Прозрачный бизнес» кто угодно сможет посмотреть размер непогашенной задолженности.

На что-то подозрительное система укажет сама: напротив строки появится красный восклицательный знак. Это поможет избежать проблем с фирмами-однодневками, заверили в ФНС.

Генеральный директор Агентства стратегического маркетинга Максим Перфильев давно ждал такой инициативы: «Бизнес становится более открытым — понятно, с кем ты сотрудничаешь.

Сейчас куча фирм-однодневок, с которыми просто страшно работать.

У нас был подобный опыт, мы потеряли не так много, около 200 тыс. руб., но понимали, что расходы на адвоката мы потом никогда не вернем. При этом фирма очень хорошо выглядела, у нее был сайт, но через какое-то время она просто пропала».

Но не все так однозначно. Маленькая фирма не значит неблагонадежная. А при проверке компании на новом сервисе скромный штат будет выглядеть подозрительно и оттолкнет заказчиков, пожаловался коммерческий директор студии KV-Design Владимир Самородов: «Нет, это не обязательно однодневка. Даже если вас реально два человека, уже последние 20 лет два, и вы никуда не денетесь, все равно таким людям не очень захочется доверить контракт на полмиллиона долларов, не так ли? Это может просто привлечь внимание, возникнет много вопросов к конкурсанту».

Более того, выявить однодневку исключительно по количеству сотрудников невозможно. Нужно знать, кто генеральный директор, в каких еще фирмах он занимает ту же должность, сколько еще фирм зарегистрировано по одному адресу. Эти данные есть на других ресурсах, но главным преимуществом «Прозрачного бизнеса» от ФНС называют сбор всех сведений в одном месте.

Быстро понять, надежен партнер или нет, так и не получится, считает руководитель налоговой практики юридической компании BMS Law Firm Давид Капианидзе: «Есть виды бизнесов, где численность не имеет большого значения, так как определенные услуги можно оказывать, не имея штата. Факт уплаты налогов — никто в точности не знает, что именно привело к уплате маленького НДС. Тут надо смотреть на реальность возможности оказания услуги или реализации товара».

Идею раскрыть сведения о численности сотрудников и доходах компании налоговая позаимствовала за рубежом: в нескольких европейских и скандинавских странах уже действует подобная практика. Очевиден тренд на открытость бизнеса. Однако в России это воспринимается иначе, говорит президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Александр Иоффе: «Это, как мне представляется, возможность переложить ответственность с налоговых органов, которые должны следить за тем, кто добросовестный предприниматель, а кто нет, на самих предпринимателей. Вы имели возможность посмотреть в нашем реестре, кто они такие, какие у них обороты — теперь, значит, вы и отвечайте, если контрагент сделал что-то не так».

Получается, инициатива, призванная бороться с мошенниками, пока не нашла поддержки среди участников рынка.

Судя по всему, российский бизнес опирается на следующий тезис: чем меньше о тебе знают, тем крепче ты спишь.

Нововведение пока не коснется стратегических предприятий, оборонного сектора и крупнейших налогоплательщиков. Для них новые требования начнут действовать с 2020 года. Официального объяснения такому решению пока нет. По данным «Ъ», отсрочку просили сами компании: немедленное раскрытие контрагентов создавало для них риск введения санкций.

Вся лента