Свобода другой системы

Как менялись правила мировой торговли

В связи с обострением отношений между США и КНР эксперты обеспокоены перспективами мировой торговой системы — американцы вроде бы готовы ее разрушить. Между тем история показывает, что с некоторых пор мировая торговля не может обойтись без повсеместной координации, и когда одной системе приходит конец, просто рождается другая, с новыми правилами.

Фото: MarEvanLibraroCongress / DIOMEDIA

СЕРГЕЙ МИНАЕВ

Отец современной экономической теории Адам Смит писал: «Человек — это животное, которое заключает сделки». Китайский посол в ВТО процитировал это изречение американскому коллеге и предложил: «Будучи торговыми переговорщиками, давайте заключать сделки, а не кусать друг друга». Однако администрация Дональда Трампа настроена воинственно и тем самым покушается на всю современную мировую торговую систему, историю которой можно отсчитывать с 1947 года, когда появилось Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Стоит сказать, что благодаря ГАТТ средние тарифы в торговле индустриальных стран, составлявшие 23%, к 1990 году снизились до 4%.

Нынешняя мировая торговая система построена на том, что участники обязуются не повышать тарифы выше определенного уровня и должны применять «принцип наиболее благоприятствуемой нации»: снижаешь тарифы для одной страны — снижай их и для всех других.

Президенту Трампу этот принцип не нравится, он хочет, чтобы США устанавливали тарифы для каждой страны отдельно — если где-то тарифы для американских товаров высоки, то США ответят тем же. И он не исключает, что в крайнем случае США вообще выйдут из мировой торговой системы.

Они были первыми

Начало истории масштабных торговых систем можно отнести к XVIII веку. Тогда в Атлантическом регионе сложились две отдельные, хотя и связанные друг с другом системы. Одна из них, североатлантическая, включала в себя западную часть Европы, скандинавские страны, Россию, обширную рыболовецкую зону вокруг Ньюфаундленда, Новую Англию. Главными предметами торгового оборота являлись древесина, меха и рыба.

С XVIII века Россия являлась важным элементом североатлантической мировой торговой системы, а одним из главных товаров в ней была древесина

Фото: Print Collector / Getty Images

В южноатлантическую систему входили испанские колонии в Южной и Центральной Африке, португальская Бразилия, острова Карибского моря, Западная Африка и южная часть Северной Америки. Здесь основными товарами были серебро, сахар, табак, африканские рабы и, с начала XIX века, хлопок. Африканские рабы на этих территориях были главной рабочей силой. Местное индейское население на 90% вымерло по причине отсутствия иммунитета к европейским болезням, а европейская трудовая иммиграция до конца XVIII века была незначительной.

Человеческий фактор

В формировании мировых торговых систем ключевым фактором была миграция. Во второй половине XVIII — XIX веке десятки миллионов людей переместились на другие континенты. Причин миграции было несколько. Например, обнищание населения в Европе и Азии, вызванное высокой рождаемостью и войнами,— в Северной и Южной Америке людям обещали работу и землю. Множество азиатов и африканцев было перевезено для использования в развивавшемся плантационном хозяйстве. Стоит упомянуть и развитие технологий судостроения, сделавшее возможным перемещение большого количества людей через океан: мачты стали выше, площадь парусов — больше.

Европейцы в основном мигрировали добровольно, семьями. Африканцы — в рамках работорговли, и мужчин здесь было вдвое больше, чем женщин.

Мировые торговые системы были тесно связаны с импортом африканских рабов

Фото: De Agostini Picture Library / DIOMEDIA

Первая волна массовой миграции пришлась на вторую половину XVIII века и была почти исключительно африканской. Работорговцы перевезли 3,5 млн человек в Южную и Северную Америку. В начале XIX века работорговлю в мире начали запрещать, но все равно еще 3 млн африканцев были доставлены в основном в Бразилию и на Кубу. В то время многие государства уже приравнивали работорговлю к пиратству, и, чтобы уходить от морских патрулей, работорговцы использовали быстроходные суда. Или же дробили партию рабов — сажали их на несколько судов во избежание конфискации всего товара.

Впрочем, патрули не возвращали освобожденных людей на родину, а отправляли на плантации, расположенные на территориях в бассейне Карибского моря,— уже на оплачиваемую работу. Так что всю африканскую миграцию можно считать в той или иной степени принудительной.

До 1830-х годов на каждого европейского мигранта приходилось четыре чернокожих раба. В конце XIX века работорговле настал конец, но миграция расцвела за счет Европы, которую до 1930 года покинуло 50 млн человек. Половина из них отправилась в США. Примерно 50% мигрантов прибывали в Америку из Великобритании и других стран Северной Европы, треть — из Южной Европы, остальные — из Восточной.

В конце XIX века началась массовая миграция из Европы

Фото: Print Collector / Getty Images

В XIХ веке десятки миллионов человек покинули Индию и Китай по причине крайней нищеты. При этом выходцы из Индии предпочитали оставаться, так сказать, в бассейне одноименного океана и работать, например, на плантациях на Маврикии.

Правь, Британия

В Индийском океане сложилась отдельная торговая система, где господствовала Великобритания. Еще в XVII веке английская Ост-Индская компания создала базу в Калькутте и постепенно взяла под контроль почти всю Индию. Контроль осуществлялся с помощью армии, в которую компания набирала местное население (офицерами были англичане).

Британская Ост-Индская компания получила Индию в полное управление благодаря военному превосходству Великобритании над местными правителями

Фото: Print Collector / Getty Images

Основными товарами в «ост-индской» системе являлись пряности, шелк и другие предметы роскоши. Они производились в азиатских странах тысячелетиями.

При этом до промышленной революции европейцы мало что могли предложить азиатам и были полноценными участниками системы только благодаря серебру, которое доставлялось из Америки.

В 1773 году действия Британской Ост-Индской компании вызвали недовольство правительства. Представитель кабинета Чарльз Фокс, известный своим красноречием, произнес тогда в парламенте прочувствованную речь — призвал ограничить деятельность компании специальным законом:

«Свобода, как я ее понимаю, построена на частной собственности, защищенной законом, и обеспечивает человеку множество привилегий — естественных, гражданских и религиозных. Лишить их — значит разрушить жизнь, и это лишение называется деспотизмом. Предлагаемый закон должен положить конец наиболее отвратительным чертам тирании, когда небольшое число людей, которые сами являются свободными, проявляют деспотизм по отношению к миллионам других людей. Невиновность служит объектом репрессий, работающий человек должен обливаться потом не для своей выгоды, а чтобы кучка людей купалась в роскоши. Тридцать миллионов людей стонут под гнетом деспотизма, невиданного в мировой истории.

Какова цель любого управления? Благоденствие управляемых. А что можно сказать об управлении, чье величие строится на нищете и страдании?

Именно так выглядит управление Ост-Индской компании жителями Индостана, и положить конец этому управлению — цель предлагаемого закона. Кто-то может сказать, что лицензию компании нельзя трогать. А если компания, контролирующая территорию в 280 тысяч квадратных миль, действует вопреки лицензии, не приносит никому блага и провалила свою миссию по злому умыслу или по невежеству? Лицензию нельзя продлевать. Из-за действий компании слово "англичанин" ненавистно по всей Азии. И наш национальный характер бесчестится. Завоеватель не имеет права быть тираном, и нет препятствий, чтобы лишить прав того, кто их неправильно использует».

Варвары и опиум для китайцев

В XIX веке Великобритания стала доминировать в мировой торговле и создала новую мировую торговую систему, куда вошли, кроме прочих, страны Латинской Америки, добившиеся независимости от Испании.

Победы британского оружия в опиумных войнах сделали Китай частью новой мировой торговой системы

Фото: Science Source / British Library / DIOMEDIA

Действия британских торговцев в Китае привели к так называемым опиумным войнам. Китайский император в 1839 году отправил королеве Виктории письмо с протестом против мировой торговой системы:

«Мы знаем, что ваша страна находится в шестидесяти или семидесяти тысячах ли от Китая. Но корабли ваших варваров стремятся к нам в надежде на огромную прибыль. Богатства Китая обеспечивают эту прибыль, и британские купцы отнимают у китайцев их справедливую долю. Но зачем они привозят ядовитый наркотик? Кто позволил им вредить здоровью наших людей, чтобы сделать прибыль еще больше? Я слышал, что курение опиума строго запрещено в вашей стране, потому что вред от него всем очевиден. Вы не хотите вреда своей стране, и потому не должны вредить другим странам — тем более Китаю. В том, что экспортирует Китай, нет ничего, что не было бы на благо людям,— когда они употребляют наши товары или когда перепродают. Возьмите наш чай — другие страны не могут прожить без него и дня. Ваше текстильное производство невозможно без нашего шелка.

Если мы сократим свой экспорт, варвары не смогут на нас наживаться. А то, что вы привозите к нам, можно рассматривать как игрушки, без которых нам будет легко обойтись.

И значит, мы без проблем можем закрыть границы и прекратить импорт. Но мы не сокращаем экспорт чая и шелка, поскольку хотим поделиться благами со всем миром.

При строительстве мировой торговой системы одни разрушали стены, а другие возводили

Фото: MarEvanLibraroCongress / DIOMEDIA

Товары, которые мы привозим к вам, вы можете не только сами потреблять, но и перепродавать в другие страны с тройной прибылью. Если вы не будете продавать опиум, вы все равно эту тройную прибыль получите. Но вы вредите людям, чтобы удовлетворить свою безграничную жадность. Мы знаем, что ни в Лондоне, ни в Шотландии, ни в Ирландии опиум не производится. Он производится только в отдельных местах в Индии, которые находятся под вашим контролем, вроде Бенгалии, Мадраса или Бомбея. Прошу вас, уничтожьте опиумные плантации в этих местах. Мы приняли закон, по которому продающие опиум и те, кто его курит, караются смертью. Если бы варвары не привозили к нам опиум, как могли бы китайцы его продавать и курить?

Варвары своим опиумом заманивают китайцев в смертельную ловушку. Те, кто отнимает чужие жизни, должны поплатиться своей. Поэтому мы приняли закон, что варвар, привозящий в Китай опиум, должен быть обезглавлен или задушен».

Королева на письмо не ответила, а парламент одобрил применение военной силы против китайцев, осмелившихся противодействовать Британской Ост-Индской компании. Так начались опиумные войны.

Кто на новенького?

1989 год ознаменовался важным событием в истории современной мировой торговой системы. Михаил Горбачев прислал на саммит G7, проходивший в июле Париже, предложение о полновесном присутствии СССР в мировой экономике — дескать, она только выиграет, если откроет для себя такой масштабный рынок, как советский. Здесь следует заметить, что в 1989 году масштаб этого рынка подчеркивался острейшим товарным дефицитом.

Как писала тогда западная пресса, стремление СССР участвовать в ГАТТ, которое управляет мировой торговой системой, имеет колоссальное значение, но сама эта интеграция может занять годы. Однако администрация президента Буша-старшего уже дала понять, что смягчает свою позицию, согласно которой СССР и Китай в ГАТТ вступать не должны. Так, американские официальные лица провели с представителями китайского руководства встречу по этому вопросу (Китай подал заявку на вступление в ГАТТ еще в 1986 году).

В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что Советский Союз является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.

Президент Буш был готов поддержать стремление Михаила Горбачева вступить в ГАТТ

Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»

По мнению прессы, «никаких видимых политических последствий от шагов двух крупнейших коммунистических держав к присоединению к мировой торговой системе пока не видно.

Однако советское предложение означает окончание холодной войны — в том смысле, что СССР находится в чудовищном экономическом положении и без мировой экономики уже не справится.

О постепенной интеграции СССР в эту экономику может говорить резкая девальвация рубля к мировым валютам — для иностранцев, приезжающих в страну, и советских граждан, отправляющихся за рубеж».

Таким образом, события конца 1980-х годов можно считать триумфом мировой торговой системы, созданной благодаря США. И вот три десятка лет спустя те же США настроены систему похоронить, во всяком случае в ее нынешнем виде.

Вся лента