«Секс с бывшей» под запретом
Эксперты башкирского УФАС признали непристойной наружную рекламу барбершопа и бани
Экспертный совет башкирского УФАС запретил к распространению рекламу уфимского барбершопа Tony Montana и оздоровительного развлекательного комплекса «Райский берег», признав в ней «непристойные образы». По мнению членов совета, с которым согласилось антимонопольное ведомство, рекламодатели нарушили «общепринятые нормы морали, нравственности и этики, сформировавшихся на территории Республики Башкортостан» тем, что на рекламном носителе парикмахерской были написаны слова «секс с бывшей», а на баннере банного комплекса изображалась девушка в купальнике рядом с одетым в костюм мужчиной.
Башкирское управление ФАС России признало ненадлежащей и нарушающей ФЗ «О рекламе» рекламные материалы парикмахерской Tony Montana и оздоровительного развлекательного комплекса «Райский берег» в Уфе.
Барбершоп в апреле, как следует из материалов УФАС, разместил у входа рекламный штендер с надписью мелом «Наши стрижки круче, чем секс с твоей бывшей» и призывом отметить хештегом этот салон в социальных сетях.
«Райский берег» (развивает ресторанно-банный комплекс) в мае на баннер с надписью «Гриль дома. Стандарт, престиж, V.I.P., премиум. Отдых по-настоящему» поместил изображение девушки в купальнике с шампурами в руках, а рядом мужчины, одетого в костюм.
Жалобу на рекламодателей в УФАС направили физические лица, данные о которых не публикуются.
В июне оба рекламных материала были рассмотрены на экспертном совете УФАС по рекламе, который согласился с заявителями и рекомендовал признать рекламу непристойной «в отношении пола».
Антимонопольное управление согласилось с тем, что реклама «нарушила общепринятые нормы морали, нравственности, норм этики, сформировавшиеся на территории Республики Башкортостан».
Рекламодателям предписано до 6-10 августа удалить рекламу, а впредь учитывать нормы морали, этики и нравственности.
Владелец парикмахерской ИП Антон Шураськин на заседании экспертного совета заявил, что реклама была эффективной, к надписи «никто не относился серьезно, наоборот, даже хвалили за креатив». Он также сообщил, что когда придумывал слоган, «не хотел никого обидеть». Членов экспертного совета объяснение не убедило.
Представитель «Райского берега» ИП Андрей Теплов сообщил, что на баннере наложилось изображение фирменного слогана предприятия «Отдых по-настоящему» с образами девушки и мужчины. Но члены комиссии признали, что «реклама воспринималась целиком», а так как она была доступна широкому кругу лиц, рекламодатель должен был предусмотреть, как ее воспримет не только целевая аудитория банного комплекса.
Антон Шураськин вчера заявил “Ъ”, что стер рекламу. «Против государства не пойдешь»,— отметил он.
Получить комментарии «Райского берега» вчера не удалось.
Член экспертного совета по рекламе при УФАС, доцент Института экономики и сервиса УГНТУ Михаил Бреслер, не участвовавший в обсуждении этих материалов, отмечает, что поддержал бы принятое решение. «Это специфическое обращение к определенной группе потребителей может быть размещено в специализированных журналах, на сайтах, на носителях внутри заведений. Наружная реклама по определению не должна оскорблять или обижать. И, конечно, реклама не должна быть глупой»,— отметил он.
В то же время маркетолога Мунира Минибаева такие решения экспертного совета заставили задуматься об объективности его участников. Он отмечает, что представителей рекламного бизнеса на заседания совета приглашают все реже, «представители профессионального рекламного сообщества практически не представлены, нет ни одного известного пиарщика, рекламщика или маркетолога». «Против девушек в купальнике в наружной рекламе совет голосует чаще всего осуждающе из-за того, что в нем доминирует мнение представителей религиозных организаций и органов власти. Юридически все правильно, но экспертизы со стороны профессионального сообщества нет»,— отметил он.
«Действительно, закон о рекламе запрещает использование непристойных и оскорбительных образов, но проблема в том, что понятия "непристойного" и "оскорбительного" — субъективные, оценочные,— отмечает старший партнер группы правовых компаний "Интеллект-С" Роман Речкин.— У каждого человека границы "непристойного" свои. Поэтому УФАС, и не только в Башкирии, учитывая мнение экспертного совета, ориентируется на некое усредненное общественное понимание этих понятий. К сожалению, практика оценки рекламы экспертными советами УФАС исходит из предельно консервативного подхода: "неприличными" признаются любые, самые условные, намеки на секс и связанные с этим темы. В целом такой подход поддерживается и судами, поэтому перспектива успешного оспаривания предписаний УФАС по таким решениям минимальна».