Противники МСЗ меняют мусорную схему
Жители Татарстана обжалуют в суде правила обращения с отходами
Более сотни жителей Татарстана подали в Верховный суд республики коллективный иск о признании недействующей территориальной схемы по обращению с отходами, которая предусматривает строительство мусоросжигательного завода (МСЗ). Они жалуются, что документ был утвержден без учета мнения граждан. В новом документе они предлагают предусмотреть «расширение» переработки мусора, а не его сжигание. Власти Татарстана с претензиями активистов не согласны, считая, что территориальная схема утверждена законно. В Совете по правам человека (СПЧ) указывают, что в регионах есть прецеденты по отмене схем, принятых без обсуждения с гражданами.
Верховный суд Татарстана принял к производству исковое заявление 109 жителей республики, которые оспаривают территориальную схему по обращению с отходами. Инициативная группа требует отменить ее положения, которые предусматривают строительство МСЗ в поселке Осиново Зеленодольского района республики на границе с Казанью. В иске отмечается, что территориальные схемы должны проходить процедуру общественного обсуждения, однако в Татарстане документ с жителями не обсуждался. Истцы указывают, что схема противоречит Экологическому кодексу Татарстана, который допускает размещение вредных объектов «с учетом мнения населения Республики Татарстан или результатов референдума». Референдум о строительстве МСЗ в регионе не проводился, говорится в иске.
«Нарушены права граждан на участие в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, а также прав на достоверную информацию о состоянии окружающей среды», — считают заявители.
В частности, активисты утверждают, что власти не предоставили жителям информацию «об альтернативных способах обращения с отходами», в том числе «без сжигания».
В итоге в территориальной схеме, принятой без учета мнений граждан, «не соблюдается приоритет переработки отходов над их обезвреживанием и захоронением», предусмотренный федеральным законодательством. Истцы приводят расчеты, что при запуске МСЗ доля сжигаемого мусора в Казани и ее пригородах может достичь 85%. При этом в схеме «недостаточно» сформулированы правила обращения с отходами в части их раздельного накопления и сбора. Жители считают, что «с нарушением законодательства» также выбрано место строительства МСЗ.
Решение о строительстве МСЗ было принято в конце 2016 года, когда Совет при президенте России по стратегическому развитию утвердил проект «Чистая страна». Он предполагает строительство пяти заводов по термическому обезвреживанию отходов: четырех в Московской области, одного — в Татарстане. Завод в республике стоимостью 28 млрд руб. рассчитан на сжигание до 550 тыс. тонн мусора в год. В марте этого года стало известно, что инвестор АГК‑2 («дочка» «РТ-Инвест») приобрел под МСЗ земельный участок в Осиново — в нескольких километрах от границ Казани и жилых комплексов «Радужный» и «Салават Купере». Тогда же, в марте, постановлением регионального Кабмина была утверждена новая территориальная схема по обращению с отходами.
Общественные обсуждения территориальных схем предусмотрены федеральным законом «Об обращении с отходами производства и потребления». Норма действует с 1 января 2018 года. Однако правительство России до сих пор не утвердило порядок их проведения. Только в конце мая Минприроды России внесло проект документа в Кабмин. Ранее на то, что регионы не проводят общественное обсуждение территориальных схем, сетовал глава комитета Госдумы по экологии и окружающей среде Владимир Бурматов. Юрист инициативной группы жителей Татарстана Елена Бикташева сообщила „Ъ“, что активисты были на приеме у депутата. Он рассказал им, что в Германии нет протестов против размещения МСЗ, потому что с жителями заключается «общественный договор»: они сами выбирают «варианты систем обращения с отходами, места размещения и стоимость за вывоз мусора». Депутат заверил активистов, что регионы обязаны проводить обсуждения с жителями.
В министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана заявили „Ъ“, что основания для отмены территориальной схемы отсутствуют. «Территориальную схему приняли до вступления в силу нормативно-правовых актов, которые описывали процесс обсуждения», — сообщили в министерстве. Чиновники отмечают, что «схема — документ концептуального характера». В министерстве допускают, что в дальнейшем она «может претерпеть изменения».
Заместитель председателя Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), член комиссии по экологическим правам Евгений Бобров сообщил „Ъ“, что в ряде регионов территориальные схемы были отменены «из-за того, что не было общественного обсуждения». Однако он считает «сомнительным» оспаривать документ только в части размещения МСЗ: «Решение о строительстве МСЗ было принято раньше. Территориальная схема не могла его учесть». В мае комиссия СПЧ проводила выездное заседание в Казани, она рекомендовала властям изменить территориальную схему и «пересмотреть решение о необходимости» МСЗ. По словам Елены Бикташевой, если суд отменит схему, активисты будут добиваться, чтобы в новом документе была закреплена «расширенная переработка и раздельный сбор мусора, а не мусоросжигание».
Противники МСЗ и ранее пытались добиться отмены его строительства в Татарстане. Весной активисты провели в Казани и Осиново несколько митингов. А 28 июня на слушаниях по проектной документации завода противники МСЗ согнали со сцены выступавших с докладами чиновников и представителей инвестора. Слушания были фактически сорваны, тем не менее власти признали их состоявшимися. Ранее прошли слушания по проекту нового генплана поселка, предусматривающего строительство МСЗ. Местные депутаты утвердили новый документ, несмотря на то что жители высказались против этого решения. Парламентарии провели закрытое заседание, чтобы жители на них «не оказали давление».