РЖД будит в пассажирах ностальгию
Каким будет железнодорожный лоукостер
РЖД отправляется в будущее без биотуалетов и кондиционеров. Компания придумала новый класс обслуживания — эконом-бюджет, который подразумевает использование старых вагонов. В РЖД это называют лоукостером и обещают дешевые билеты за счет отсутствия сервисов. Но многим это напоминает возврат к советским общим вагонам. Неужели будущее РЖД — это хорошо забытое прошлое? Об этом — Сергей Соболев.
Для россиянина поезд — это что-то родное и даже немного интимное. Мерный стук колес, ароматы вареных яиц и жареной курицы и утренняя очередь в туалет — это первое, что приходит на ум, когда кто-то произносит слово плацкарт.
Редактор «Коммерсантъ FM» Арина Крючкова — девушка молодая, но успела еще в детстве познать всю романтику путешествия в таких вагонах.
«Так как я человек очень везучий, мне постоянно, например, доставался вагон, в котором не открывалось окно. В поезде Кемерово–Анапа жара, а ты даже не может проветрить.
Самое увлекательное в путешествии — это, конечно же, санитарная зона.
Ты не можешь сходить в туалет умыться, в принципе зайти в помещение санузла. А еще вонючие носки были повсюду», — вспоминает она.
Казалось, все это в прошлом. В РЖД обещали к 2020 году отказаться от плацкартных вагонов. И вроде бы скоро можно было забыть о неудобных полках и унитазах с педалькой, которые в компании называют «гравитационным туалетом».
Но неожиданно планы компании изменились — новая стратегия подразумевает дальнейшее использование старых вагонов. Для этого даже придумали новый класс обслуживания. Кроме бизнеса, комфорта и эконома через несколько лет появится четвертый — эконом-бюджет.Сама компания называет новый класс «плацкарт, не отвечающий требованиям пассажира».
Идея, по меньшей мере, странная, считает директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев — в ней нет ни прогресса, ни бизнеса.
«Звучит, конечно, красиво — железнодорожный лоукостер. Но одно важное обстоятельство: у нас РЖД является монополистом.
Лоукостеры в авиаперевозках потому-то и существуют, что между ними есть конкуренция, и достаточно жесткая.
Здесь никакой конкуренции, естественно, не будет. Поэтому лоукостер в нашей железнодорожной отрасли — это просто перевозки старых вагонов по более низкой цене, не более того», — рассуждает он.
И все таки «Коммерсантъ FM» нашел тех, кому понравилась идея. Но это, скорее, любители отечественной экзотики. Например, путешественник и писатель Вадим Бурлак с удовольствием бы отправился в поездку в таком вагоне.
«Последние лет 30 я в СВ езжу, но с удовольствием бы отправился в путешествие на несколько дней именно в плацкартном вагоне. Ни один вид транспорта так не располагает пассажиров друг к другу, как вот этот вагон. Люди, которые не знают друг друга, раскрывают свои тайны души, рассказывают о себе», — размышляет он.
В отличие от многих, господин Бурлак уверен – такой плацкарт будет пользоваться спросом. Россияне неприхотливы — будут ездить в любых вагонах, лишь бы добраться до нужного места. «Я никогда, например, не забуду поездку из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре, хотя меньше суток ехать, но не было воды ни горячей, ни холодной.
В середине вагона прямо яма была, в которую можно было провалиться.
К тому же еще пьяные проводники», — говорит Бурлак.
Сама идея железнодорожного лоукостера не выглядит такой уж странной. В Европе тоже можно прокатиться на поездах предыдущего поколения. Но те, которые есть у нас, придется больше ремонтировать, чем эксплуатировать, уверен эксперт-аналитик Европейского железнодорожного агентства Роман Мюнге:
«Издержки по эксплуатации таких старых вагонов вылезут в колоссальные цифры, которые вообще никак себя не оправдают. Количество ремонтных заходов, межремонтные пробеги и так далее. Более того, все это будет ровно до тех пор, пока не придет какое-нибудь Министерство природы и не скажет: здравствуйте, теперь заплатите, пожалуйста, за экологию, отсутствие биотуалета и так далее».
Но к издержкам компания, очевидно, готова. Так что похоже, что гравитационный туалет окажется столь же вечным, как подстаканник, влажное белье и аромат жареной курицы.