Сверхбольшие танкеры идут в утиль
От судов избавляются в связи со снижением перевозок ОПЕК, новыми экологическими требованиями и ростом цен на металлолом
Владельцы сверхбольших танкеров все активнее сдают их в переработку — показатель на самом высоком уровне с 1980-х годов. Эксперты связывают это со снижением перевозок грузов ОПЕК и ростом издержек из-за введения новых правил. Также к такому решению судовладельцев подталкивает рост цен на металлолом. По данным Morgan Stanley, к 2020 году может даже наблюдаться нехватка крупнотоннажных танкеров.
По данным Global Marketing Systems, одной из крупнейших в мире компаний, занимающейся скупкой устаревших судов для утилизации, их продажа для переработки в лом находится на самом высоком уровне с 1980-х годов. Это связывают с продолжающимся около полутора лет уменьшением перевозок грузов ОПЕК после заключения соглашения о сокращении добычи, а также с новыми экологическими требованиями. По данным Clarkson Research Services, средний доход на крупнотоннажный танкер (VLCC) грузоподъемностью 2 млн баррелей снизился в этом году на 65% до $6,2 тыс. в день (это самый низкий уровень с 2009 года). Ежедневно на такие танкеры грузят около 20 млн баррелей нефти.
Помимо снижения спроса, операторы VLCC сталкиваются и с ростом издержек. С 2020 года вступят в силу новые правила Международной морской организации (IMO), согласно которым изменятся требования к судовому топливу — максимальное содержание серы в нем должно быть снижено с нынешних 3,5% до 0,5%. В связи с этим владельцам танкеров придется либо закупать более дорогое и чистое топливо, либо устанавливать на судне оборудование для очистки выхлопных газов, тоже дорогостоящее. Кроме того, скоро в силу вступят и новые правила, по системам обработки балластной воды, что также требует расходов. По оценке компании Poten & Partners, установка систем очистки выхлопных газов и очистки балластной воды на один танкер будет стоить от $5 млн до $6 млн. В случае со старыми судами еще от $4 млн до $5 млн уйдет на обязательную проверку судна, которая проводится, когда возраст корабля достигает 15 и 17 с половиной лет.
С учетом роста цен на металлолом многие судовладельцы приходят к выводу, что им выгоднее отправить старый танкер на переработку. Как отмечает Брайан Галлахер, директор по работе с инвесторами бельгийского оператора супертанкеров Euronav NV, «новые правила повышают издержки для всех судовладельцев, что делает высокие цены на металлолом более привлекательными». По словам генерального директора Global Marketing Systems Анила Шармы, владельцы старых танкеров получают за них миллионы долларов — до рекордных $18 млн — в том числе и потому, что владельцы компаний, занимающихся переработкой, конкурируют между собой за получение таких крупных заказов.
По оценке аналитиков банка Morgan Stanley, владельцы избавляются от сверхбольших танкеров даже слишком активно — к концу 2020 года будет наблюдаться нехватка грузоподъемности таких судов примерно на 100 млн баррелей.
«Это продлевает период прибыльности после оборота… Рынок будет укрепляться при высоком уровне утилизации даже при небольшом росте спроса»,— считает аналитик Morgan Stanley по морским перевозкам Фотис Гианнакоулис.