Даме добавили единорогов
Музей Клюни в Париже открылся после реконструкции
После долгой реконструкции вновь открылся один из лучших парижских музеев — Музей искусства Средних веков (Музей Клюни). Стала доступна первая часть музея, где выставлена серия шпалер «Дама с единорогом». Об открытии музея рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Musee de Cluny официально называется Национальным музеем Средних веков, на самом деле история его гораздо шире. Будучи музеем Средневековья, Клюни является и музеем римского господства в Париже, тогдашней Лютеции, потому что аббатство встало прямо на циклопические развалины римских бань, терм.
С Клюни связано многое в истории Франции. На этом парижском подворье великого бургундского аббатства целых 40 дней в 1515 году провела вдовствующая королева Мария Тюдор, сестра Генриха VIII. Вступивший на престол Франциск I хотел убедиться, что она не беременна от Людовика XII, умершего через три месяца после свадьбы, и не принесет наследника-соперника. Музей Средневековья может считаться и музеем Великой французской революции, потому что он очень обогатился за счет разграбленных и разрушенных монастырей и церквей, вещи и камни из которых коллекционировал живший здесь археолог-любитель Александр дю Соммерар. Например, в Клюни перенесли после реставрации оригиналы безголовых статуй (революция была готова рубить головы даже истуканам) библейских царей с фасада Нотр-Дама. И когда в 1970-х при раскопках обнаружили отбитые головы, они тоже оказались в музее и до сих пор выставляются отдельно.
Три года, проведенные без Музея Клюни, изменили карту парижского Средневековья, и так не очень богатую после тотальной перестройки в XIX веке. За все Средние века в туристском Париже отвечает собор Нотр-Дам, тоже творчески переработанный слишком активным любителем истории архитектором Виолле-ле-Дюком. Даже такая драгоценность, как часовня Сент-Шапель, остается почти неизвестной по сравнению с главной парижской достопримечательностью. Их разделяет 500 м, но в одной бывают 9 млн туристов в год, в другой — 1,5 млн. 7,5 млн человек не могут дойти от одного парижского сокровища до другого. Еще меньше был известен Музей Клюни, хотя здание сочетало римские своды на цокольном этаже и готические — на первом и втором, а церковный зал с колоннами и нервюрами, сложностью напоминающими гигантскую шляпку сыроежки, мог поспорить красотой с лучшими интерьерами этого времени. Здесь были выставлены деревянная скульптура с алтарей, керамика, каменная резьба, оружие, украшения. В Клюни хранились и фрагменты церковных витражей, их можно было разглядеть по отдельности, а не в огромном ковре готического окна, и подивиться тщательности работы над маленькими фрагментами, не особенно предназначавшимися для долгого и осмысленного созерцания.
Но, несмотря на все экспозиционные новшества, Клюни оставался музеем XIX века. В начале нашего века стало ясно, что его надо сделать более удобным и более заметным в городе. Лезть под землю, как поступили при строительстве нового входного вестибюля в Версале, здесь было невозможно: музей стоит на римских руинах.
Программу утвердили в 2012 году, но не сразу нашли необходимые для реконструкции €7,7 млн. Помог другой музейный проект — Лувр в Абу-Даби (см. “Ъ” от 8 сентября 2017 года) — и деньги, которые начали получать от ОАЭ французские музеи. «Торговля национальным достоянием», в которой обвиняли тогдашнего директора Лувра Анри Луаретта, принесла первые плоды в виде расширения Клюни. В ближайшие годы будет потрачено еще €2,5 млн на реконструкцию римской части здания, которая сейчас открыта и исследована едва ли наполовину. К трем частям — римской, средневековой и XIX века — добавился современный входной и выставочный павильон, построенный по проекту архитектора Бернара Демулена. Это транспортный узел музея, объединяющий немыслимые в исторической части пандусы и лифты, гардероб, книжный магазин. Пока открыта лишь малая часть музея, полная реконструкция которого должна завершиться через два года. Однако уже сейчас в нем выставлено главное сокровище Клюни.
Им считаются шпалеры конца XV века, известные под именем «Дама с единорогом». Их шесть, встречались догадки, что их было больше, но последний владелец порезал несколько на покрывала. Считается, что здесь вытканы аллегории чувств: обоняние, вкус, зрение, осязание и слух. Трудно сказать, верная ли это разгадка шарад, представленных дамой (иногда с прислужницей), львом, единорогом, собаками, зайцами, листьями, цветами. Шестая шпалера названа «Моему единственному желанию», и о том, что это за желание, идут бесконечные споры. Я подозреваю, что речь идет о ларце с драгоценностями: чего ж еще искренне желать даме в отсутствие мужчин (а их на шпалерах не водится).
«Дама с единорогом» вернулась в Париж из долгого путешествия — на время реконструкции Клюни после десятимесячной реставрации ее показывали в Японии и Австралии. «Больше она в ближайшие годы путешествовать не будет»,— говорит директор Музея Клюни Элизабет Табюре-Делайе. Возвращение «Дамы» сопровождает выставка «Магические единороги», которая продлится до февраля. На ней история мифического существа рассказана разными художниками от Средневековья до наших дней.