Модельно говорит

Губернатору представили новую транспортную модель Перми

Вчера губернатору Пермского края Максиму Решетникову была представлена новая транспортная модель Перми, разработчиком которой выступил департамент дорог и транспорта. Помимо обсуждаемого ранее перехода на новую схему взаимоотношений с перевозчиком, согласно которой сбор выручки перейдет муниципалитету, а предпринимателям будет оплачиваться объем работы, модель предполагает серьезное обновление подвижного состава и увеличение доли муниципальных перевозок. Документ был губернатором одобрен с поправкой на необходимость серьезной доработки экономической составляющей.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Власти города Перми представили губернатору края новую транспортную модель краевого центра. Документ (есть в распоряжении „Ъ-Прикамье“) описывает преобразование отрасли городских пассажирских перевозок. Как уже сообщалось ранее, новая модель меняет систему заключения контрактов с частными перевозчиками, систему оплаты проезда и тарифо­образования, маршрутную сеть. В результате преобразований количество автобусов на маршрутах города должно уменьшиться на 120 единиц — с 795 до 675; трамваев, напротив, увеличиться с нынешних 88 до 100. Доля транспортной работы трамвая при этом должна вырасти с текущих 9% до 13%.

Документ предусматривает также замену троллейбусного парка автобусным. При этом существующие маршруты будут продлены с учетом повышения маневренности. Разработчики прогнозируют резкий рост пассажиропотока на этих маршрутах — с 9,4 млн до 23,6 млн человек. В результате вырастут доходы МУП «ПГЭТ» и будет решена проблема недофинансирования муниципального предприятия. По планам, внедрение новой модели приведет к сокращению общего объема транспортной работы с 4 млн часов до 3,2 млн часов.

Программа предусматривает «цифровизацию» транс­порта. В частности, оснащение его валидаторами и купюроприемниками для бескондукторной системы (620 тыс. руб.), видеооборудованием для онлайн-передачи информации (104 тыс. руб.), устройствами подсчета входа/выхода пассажиров (117 тыс. руб.).

Одной из проблем транс­портной отрасли разработчики считают устаревший парк. В структуре автобусного парка около 46% автобусов — «старше» десяти лет. Улучшить состояние транспорт­ного парка предлагается тремя вариантами. Так, при постепенном повышении тарифа с нынешних 20 руб. до 24 руб. к 2023 году обновление автопарка составит всего 30%. При росте тарифа от 22 руб. уже в следующем году и до 26 руб. к 2023 году процент обновления составит около 65, и рост тарифа до 24 руб. уже в следующем году и постепенное повышение до 28 в 2023-м позволит обновить 95% автопарка.

Разработчики предлагают также обновить муниципальный парк за счет приобретения по лизинговой схеме трамваев и автобусов. Модель описывает возможность приобретения 33–42 трамвайных вагонов по лизинговой схеме с оплатой в течение семи лет. Стоимость одной единицы транспорта — 40 млн руб. Для этого ежегодная сумма софинансирования со стороны городского и краевого бюджетов должна составить 300 млн руб. (по 50% от каждого бюджета). Власти рассматривают и существенное пополнение автобусного парка за счет приобретения 123–163 автобусов. Для этого также необходимо ежегодное финансирование в размере 300 млн руб. Разработчики новой транс­портной модели указывают и на необходимость капитального ремонта трамвайных путей.

Для воплощения новой концепции необходимо уже в этом году разработать новую маршрутную сеть, предусмотреть финансирование программы и провести конкурсные процедуры на приобретение транспорта, внедрение безналичной оплаты проезда и заключение контрактов с перевозчиками.

Напомним, обсуждение очередной реформы транс­портной отрасли началось еще в прошлом году. Изменения необходимы в связи со вступлением в силу ФЗ №220. Согласно ему прежние условия распределения маршрутов невозможны, а часть действующих контрактов истекает уже в этом году. В планах мэрии в нынешнем году — проведение торгов по покупке транспорт­ной работы на нескольких маршрутах, плата за проезд в которых будет поступать напрямую в бюджет. Обсуждение нового формата работы организует специально созданная рабочая группа с участием городских чиновников и депутатов. Курирует эту работу лично губернатор края Максим Решетников. Пермь должна стать пилотным городом в крае, где будет запущена новая система, в дальнейшем принципы работы распространят по всему региону.

Собеседники из числа присутствовавших на совещании рассказали, что губернатор в целом одобрил модель реформирования отрасли. При этом глава региона отдельно решил провести совещание по экономической части концепции. В рамках презентации, которую готовил начальник департамента дорог и транс­порта Роман Залесинский, были выявлены нестыковки в цифрах. По данным „Ъ-Прикамье“, Максим Решетников положительно отнесся к идее приоритета электротранспорта, однако отметил, что он против искусственного выдавливания с рынка частных автобусных перевозчиков. По словам собеседника „Ъ-Прикамье“, губернатор считает, что с теми предпринимателями, которые играют по общим правилам, обновляют парк, необходимо разговаривать. Глава Прикамья также наложил «табу» на любые разговоры о повышении действующего тарифа. Губернатор призвал еще раз взвесить все «за» и «против» закрытия в Перми троллейбуса и замены его на муниципальные автобусы.

Ирина Пелявина, Вячеслав Суханов

Вся лента