Эйфория продолжалась недолго
За весенним ажиотажем на туристическом рынке последовало падение спроса на 30%
В Челябинской области рекордный спрос на зарубежные туры в период раннего бронирования с декабря по апрель к середине лета сменился стремительным спадом объемов продаж и увеличением стоимости путевок. По оценкам участников рынка, падение достигло 30%, что оказалось неприятным сюрпризом для турбизнеса, который после всплеска продаж на этапе раннего бронирования ожидал продолжения тенденции в основной период. Однако представители туристических компаний прогнозируют, что уже в ближайшие месяцы спрос восстановится — цены снизятся, и операторы скорректируют туристические программы, сократив количество чартерных цепочек.
Компании туристической отрасли Южного Урала фиксируют спад продаж путевок на популярные зарубежные направления — Турцию, Кипр, Черногорию, Болгарию, Испанию, Объединенные Арабские Эмираты, Тунис. По данным руководителя Челябинской ассоциации туристических организаций (ЧАТО), директора компании «Спутник» Людмилы Мосиной, падение рынка достигло 30% по сравнению с рекордным спросом на заграничные путевки прошедшей весной.
Другие участники рынка отмечают неоднозначность ситуации, сложившейся в сфере туристических услуг. «В этом году было очень активным раннее бронирование, которое зашкаливало и сильно отличалось от ситуации прошлых лет. В апреле, когда закончился потребительский ажиотаж, наблюдался определенный спад, но реальное падение рынка произошло в период чемпионата мира по футболу в июне–июле»,— рассказывает гендиректор челябинского турагентства «Сусанин» Анатолий Гуревич, добавляя, что процессы на рынке туристических услуг оказались «довольно непредсказуемыми». Отчасти на спрос, по мнению господина Гуревича, повлияло банкротство туроператоров, но массовых направлений это не коснулось.
По мнению эксперта, главной причиной сложившейся ситуации, когда ожидания турбизнеса не оправдались, стал психологический фактор. «Проблема не в том, что у нас упал общий спрос на туристическом рынке, а в том, что он был сильно переоценен. Туроператоры впали в эйфорию: исходя из очень хорошего раннего бронирования, они заложили те же объемы на основной период. А вышло так, что определенное количество людей, обычно покупающих туры летом, в этом году купили путевки заранее»,— поясняет Анатолий Гуревич.
Директор челябинского турагентства «Корас» Наталья Сахнова заявила, что компания не почувствовала падения спроса. Снижение объемов продаж представитель туристической отрасли связывает с деятельностью новых участников рынка. «У нас есть понятие загруженности рейсов. Когда в Челябинск со своими рейсами пришли два крупнейших туроператора — НТК “Интурист” и “Библио-Глобус”, они поставили дополнительные чартерные цепочки, в частности на турецкое направление. В связи с этим как минимум на 20% возник переизбыток перевозок и появились свободные места»,— комментирует госпожа Сахнова. По этой причине еще в июне пришлось вдвое сократить количество чартерных рейсов до Туниса, пересадив отдыхающих на действующую чартерную цепочку, добавляет она, отмечая, что туроператор, пытаясь увеличить объемы продаж, провел плохой маркетинг.
В целом, по данным Людмилы Мосиной, по сравнению с прошлым годом наблюдается прирост объемов продаж путевок, в первую очередь, за счет традиционно популярного курорта Анталии. При этом стоимость путевок в Турцию по сравнению с 2017 годом в среднем возросла на 15%, подчеркивает руководитель ЧАТО, объясняя это тем, что на Анталийское побережье вернулись туристы из Европы.
На втором месте в рейтинге наиболее востребованных направлений, несмотря на высокий ценник, расположился Кипр, сразу на несколько позиций сдвинув подорожавшую в этом году Грецию. Большой популярностью в текущем сезоне также пользуются Черногория и Болгария.
Еще одной негативной тенденцией на рынке туристических услуг стало отсутствие глубины продаж. «В связи с тем, что сезон отпусков подходит к концу, к нам приходят люди и просят найти тур с вылетом через 5–7 дней, все очень плотно, небольшой разбег»,— отмечает Анатолий Гуревич.
Нестабильную ситуацию на рынке туроператорам пришлось компенсировать спецпредложениями. Неожиданно в разгар летнего сезона появились горящие путевки в Турцию с вылетом через неделю, чего ранее никогда не было. После корректировки планов по количеству бортов чартерных рейсов практически в тот же момент с рынка исчезли горящие туры, подчеркивает господин Гуревич.
Очередное снижение стоимости путевок и, как следствие, увеличение спроса на зарубежный отдых участники рынка ожидают в сентябре. «Судя по своим клиентам, могу сказать, что августовский спад продаж присутствовал всегда. В начале месяца южноуральцы уже выкупали все желаемые туры с вылетом в конце августа и брали тайм-лимит. С 1 сентября цены на путевки снижались до 20–25%, и спрос быстро восстанавливался. Надеемся, что то же самое произойдет и в этом году»,— подчеркивает госпожа Мосина.