Единый госэкзамен по локализации
Для автоконцернов вводят стобалльную систему
Минпромторг намерен с 2019 года ужесточить доступ автоконцернов к господдержке. Предложения ведомства изменяют список операций, которые нужны для признания машин российскими, и вводят балльную систему расчета локализации. В отрасли сочли новые требования неисполнимыми, возможно, им сегодня не сможет соответствовать ни один автоконцерн в РФ. Идеи Минпромторга, по данным “Ъ”, еще не обсуждались в правительстве, не исключено, что отрасли удастся их смягчить.
Минпромторг предлагает уже с 2019 года ужесточить нормы постановления правительства №719 от 2015 года (поправки размещены на regulation.gov.ru). В документе были описаны технологические операции, соответствие которым дает машиностроителям право признать продукцию российской и получить доступ к господдержке. Поправки касаются легковых и легких коммерческих автомобилей, грузовиков, автобусов.
Действующая версия предполагает, что автоконцерн должен выполнить определенное число операций. Теперь их список предложено изменить, в частности добавлена локализация двигателя и электрооборудования. Расчет локализации будет идти по балльной системе: так, производство двигателя и коробки передач дает по 20 баллов, всего надо набрать не менее 100 баллов. После 2019 года требования и число баллов увеличатся.
В 2018 году у автоконцернов начинают истекать соглашения о промсборке, которые позволяли при локализации в РФ ввозить автокомпоненты по сниженным пошлинам. Взамен Минпромторг предлагает специнвестконтракты (СПИКи), которые на десять лет фиксируют льготы по налогам в обмен на инвестиции. Сейчас правительство пересматривает механизм СПИКов (см. “Ъ” от 11 июля).
В Минпромторге заявил “Ъ”, что переходят от расчета уровня локализации в процентах к технологическим операциям в производстве критических агрегатов. К 2019 году автоконцерны подошли с разной степенью локализации и исполнения требований по промсборке, и, считают в ведомстве, уровень необходимых инвестиций будет у них существенно отличаться. Например, такие компании, как Volkswagen, Renault или Ford Sollers, уже сделавшие инвестиции в производство двигателя, будут инвестировать в локализацию коробки передач и систем управления до 2025 года, пояснили в министерстве. В аппарате вице-премьера Дмитрия Козака пояснений не предоставили.
Глава Минпромторга Денис Мантуров, декабрь 2017 года
Естественно, мы не будем поддерживать те компании, которые не возьмут на себя дополнительные обязательства по повышению уровня локализации.
Официальных комментариев в автоконцернах не дали. Источник “Ъ” в отрасли отмечает, что постановление №719 задумывалось Минпромторгом как «ограничительный рычаг, который стимулирует подписывать СПИКи». По его словам, в ведомстве неофициально объявляли, что требования будут ужесточаться, но можно успеть подписать СПИК на старых условиях — «так, в СПИКе Daimler прописано, что для них действует редакция 719-го постановления на момент подписания контракта (2017 год.— “Ъ”)». Собеседник “Ъ” говорит, что поправки обсуждались с концернами, но Минпромторг не учел их предложений. Но в ведомстве говорят, что с октября 2017 года не реже чем один раз в две недели проводили консультации с российскими автоконцернами и учли большинство их предложений.
По мнению собеседников “Ъ”, Минпромторг хочет отрезать компании от господдержки, так как, чтобы набрать 100 баллов, нужно исполнить почти все требования.
Нормы не учитывают экономическую целесообразность, говорит другой, «чтобы было выгодно локализовать двигатели, нужно выпускать 50 тыс. штук в год, что целесообразно для легковых автомобилей, у производителей грузовиков такие объемы заложены на весь мир».
Кроме того, поправки Минпромторга требуют, чтобы в норматив по локализации попало «не менее 70% произведенной компанией / альянсом продукции в сегменте». По словам источника “Ъ”, расширение требования с концерна до альянса позволит, например, Nissan в рамках альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ признавать продукцию российской. По словам другого источника “Ъ”, ни один из концернов не соответствует показателям, и в рамках альянсов требования также неисполнимы.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что в целом поправки «в меру адекватны» и выпуск 70% продукции по нормативам реалистичен, а ранее обсуждались и более жесткие требования. Вильгельмина Шавшина из DLA Piper добавляет, что изменения укладываются в госстратегию развития автопрома, но признает, что не все требования учитывают рыночную ситуацию.
Источник “Ъ” также обращает внимание, что поручения подготовить поправки Минпромторг не получал: чиновники «воспользовались лазейкой», внеся ключевые изменения в рамках «дорожной карты» по развитию алюминиевой промышленности. Собеседник “Ъ” в правительстве называет поправки «хотелками Минпромторга» и говорит, что их целесообразность будет оценена в том числе в рамках обсуждения с бизнесом. Другой источник “Ъ” полагает, что показатели скорректируют до более реалистичных.