Попутчики едут к рынку
Как будут регулировать совместные поездки на автомобилях
В России приступили к созданию правил карпулинга, или совместных путешествий на автомобилях, организованных через мобильные приложения BlaBlaCar, BeepCar, «Яндекс.Попутка» и другие. Официально эти сервисы лишь позволяют водителям компенсировать часть расходов на поездку за счет пассажиров. Но чиновники и коммерческие перевозчики уверены, что речь идет о незаконном предпринимательстве. Идеи по регулированию карпулинга поступили со стороны интернет-компаний, транспортных объединений и регионов. Некоторые предлагают вообще запретить такие услуги. Единой концепции пока нет, а сами сервисы тем временем уже обсуждают M&A и готовятся делить растущий рынок.
Остановка в Краснодаре
Правительство обратило внимание на рынок карпулинга после заметного скандала, в ходе которого прошлой осенью французский сервис карпулинга BlaBlaCar едва не попал под блокировку в России. Как писал “Ъ”, 12 сентября 2017 года суд Тимашевского района Краснодарского края удовлетворил требования прокурора и признал незаконной информацию, опубликованную на BlaBlaCar. По мнению прокурора, сервис способствует незаконному предпринимательству: с жалобой обратился местный Региональный автотранспортный союз (РТС), учрежденный в июне того же года. В BlaBlaCar узнали о решении от одного из клиентов, после чего компания подала апелляцию.
К решению проблем подключилось правительство Франции. Министр экономики и финансов Брюно Ле Мэр, посетивший Москву 18–19 декабря, встретился с главой Минпромторга Денисом Мантуровым. Господин Ле Мэр тогда предложил подумать о создании правовой базы для работы сервиса в РФ. Апелляционная инстанция уже 19 декабря отменила решение суда, и сервису удалось избежать блокировки. В июне 2018 года прокуратура отказала РТС в подаче кассации. Суд уже решил, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих факт осуществления водителями BlaBlaCar предпринимательской деятельности с помощью этого сайта; кроме того, истек срок обжалования, говорится в ответе представителя прокуратуры Краснодарского края РТС (копия от 25 июня есть у “Ъ”).
Зато прокуратура проверяет уже новые доводы союза — о том, что на BlaBlaCar водители размещают информацию о коммерческих предложениях с целью извлечения прибыли. «За все это время аналогичное судебное разбирательство было только однажды — несколько лет назад в Испании. Тогда суд также встал на нашу сторону»,— рассказал “Ъ” сооснователь и CEO BlaBlaCar Николас Брюссон, по мнению которого оба дела против BlaBlaCar были инициированы из-за непонимания специфики карпулинга (см. интервью).
Единого подхода к регулированию карпулинга в Европе нет. Например, во Франции с 2013 года он признан законным, в 2015 году в законе появилось уточнение, что водитель не имеет права извлекать прибыль, но может делить расходы. Посредническая компания может извлекать прибыль, причем это не считается оказанием транспортных услуг. В Германии карпулинг не регулируется, но власти вправе вводить спецразрешения для нерегулярных пассажирских перевозок на микроавтобусах.
У водителей проверят кошельки
Минувшей весной консультации о легализации карпулинга начались и в России. 30 мая прошло заседание координационного совета при Минтрансе, на котором обсуждалось регулирование этого рынка. Были и радикальные идеи. Так, из Бурятии, Челябинской и Костромской областей пришли письма с предложения о запрете данного вида деятельности, говорится в докладе Оренбургского транспортного союза (ОТС), который опрашивал чиновников. В союзе такой подход сочли «препятствованием прогрессу» и предрекли перевод карпулинга «в черный рынок». Дептранс Москвы, а также Свердловская и Белгородская области предложили регулировать коммерческую составляющую карпулинга по аналогии с лицензированием агрегаторов такси. По мнению ОТС, и это не лучшее решение, так как оно усложнит организацию поездок, а для начала нужно выработать «четкое нормативно-правовое определение карпулинга и его отличий от частного извоза».
Представители автобусных перевозчиков настаивают, что BlaBlaCar и другие сервисы карпулинга позволяют водителям зарабатывать. Как отмечается в презентации ассоциации ЕТС «Автобусные линии страны», на BlaBlaCar и «Попутчик.ру» водители размещают информацию об услугах по перевозке пассажиров, но поездки происходят «без необходимых лицензий». По оценке ассоциации, в 2017 году сервисы карпулинга перевезли около 18 млн пассажиров, оборот этого рынка составил 9,6 млрд руб., а уже по итогам 2018 года он вырастет до 31 млн пассажиров и 16,3 млрд руб. В ассоциации уверены, что рост возможен только «за счет катастрофического ущерба для рынка автобусных перевозок». Компании вынуждены сокращать количество отправлений или вовсе приостанавливать обслуживание маршрутов из-за отсутствия пассажиропотока, предприятия лишаются средств для обновления автобусного парка, многие на грани банкротства, отмечается в презентации ассоциации.
BlaBlaCar контролирует и модерирует взаимодействие между попутчиками, а также использует другие инструменты, чтобы водители не зарабатывали, возражает сама французская компания. По итогам заседания координационного совета BlaBlaCar и НИИ автомобильного транспорта поручили просчитать себестоимость 1 км пути и частоту поездок перевозчиков в рамках карпулинга, а также определить требования к техническому состоянию автомобилей и соответствию заявленному маршруту.
Компания выяснила, что водители, использующие свои машины для карпулинга, зарабатывают меньше средней себестоимости пробега. Материалы на основании предложений BlaBlaCar были направлены в правительство РФ. Компания предложила закрепить в законодательстве определение карпулинга как совместного использования легкового автомобиля для поездки, запланированной водителем для собственной цели. «При использовании автомобиля для карпулинга водителю запрещается взимать плату с поездки, за исключением разделения эксплуатационных и топливных расходов между водителем и пассажирами», говорится в предложениях BlaBlaCar. Карпулинг не является предпринимательской деятельностью, если водитель использует автомобиль для перевозки пассажиров не более одного раза в день, в том числе туда и обратно, подчеркивает BlaBlaCar.
Как сообщал “Ъ” 19 июля, по итогам рассмотрения этих предложений вице-премьер Максим Акимов поручил сформировать рабочую группу для урегулирования правоотношений при карпулинге. По данным “Ъ”, рабочая группа уже провела совещание под руководством заместителя министра транспорта Николая Асаула, в мероприятии участвовали сотрудники МВД, Минэкономики, Минкомсвязи, ФНС, региональных транспортных властей Москвы, представители BlaBlaCar и Центральной пригородной пассажирской компании, управляющей подмосковными электричками, и отраслевые ассоциации. Одна из целей рабочей группы — выяснить, можно ли в принципе гарантировать, что поездки через карпулинговые платформы не будут использоваться для ведения предпринимательской деятельности, отметили в пресс-службе Минтранса. Там пока считают, что отсутствие регулирования вкупе с широким распространением сервисов совместных поездок может приводить к незаконной предпринимательской деятельности и создавать предпосылки для нарушения требований безопасности перевозок пассажиров.
Инвесторы подбирают попутчиков
Участники рынка сходятся во мнении, что рынок карпулинга будет все активнее замещать общественный транспорт. По оценке Sberbank CIB Investment Research, к 2025 году сервисы такси, карпулинга и каршеринга в результате замещения общественного транспорта получат 377 млрд руб., а в результате замещения личного транспорта – 474 млрд руб. В отчете не уточняется в какой пропорции. По данным банка, рынок такси без учета эффекта замещения составит в 2025 году 785 млрд руб. Совокупный целевой рынок новых транспортных сервисов в 2017–2025 годах увеличится в 2,5 раза и составит 1,6 трлн руб., ожидает Sberbank CIB Investment Research.
BlaBlaCar считается крупнейшим карпулинговым сервисом в России. Он пришел в страну в 2014 году через покупку местного сервиса «Подорожники» и уже считает Россию крупнейшим рынком: по данным презентации компании, у нее здесь 15 млн пользователей. В начале 2017 году на рынок карпулинга вышла и Mail.ru Group, запустив сервис BeepCar. К концу 2017 года приложение BeepCar насчитывало 4,7 млн установок в iOS и Android, в нем зарегистрировались 2 млн пользователей, которые совершили 2,5 млн поездок, говорится в годовом отчете группы. В январе 2018 года на рынок вышел и «Яндекс», запустив приложение «Яндекс.Попутка». Пока оно работает в Красноярске и Ростове-на-Дону, а также в их окрестностях. В Google Play оно набрало более 10 тыс. скачиваний.
Несмотря на поздний выход на рынок карпулинга, аналитики прочат лидерство на нем именно «Яндексу». «Мы ожидаем, что эксперименты "Яндекса" в сфере сервиса совместных поездок (карпулинга) приведут к замещению некоторых маршрутов городского общественного транспорта, что поддержит переход от общественного транспорта к сервисам нового поколения. По нашим оценкам, "Яндекс" может получить 70% выручки от замещения общественного транспорта, в том числе поскольку компания, на наш взгляд, будет лидировать в сегменте карпулинга»,— полагают в Sberbank CIB Investment Research.
Понимая, что рынка на всех не хватит, владельцы карпулинговых сервисов еще в прошлом году задумались о консолидации: например, обсуждались различные сценарии объединения BlaBlaCar, BeepCar и сервиса поиска билетов на автобусы Busfor, рассказал “Ъ” собеседник, близкий к переговорам. «Busfor получал предложения и от BlaBlaCar, и от Mail.ru Group, что подразумевало слияние с BeepCar»,— рассказал источник. По его словам, эти предложения не устроили Busfor, а BlaBlaCar после этого объявил о запуске BlaBlaCar Pro для владельцев автобусов и минивэнов, чтобы конкурировать с Busfor. Другой собеседник “Ъ” в инвестиционном сообществе слышал, что инвестировавшие в BlaBlaCar и Busfor фонды Baring Vostok хотели получить дополнительные синергии от этих компаний и не исключали их объединения. Впрочем, Николас Брюссон настаивает, что сейчас подобные сделки не рассматриваются. В Baring Vostok от комментариев отказались, в Mail.ru Group не ответили на запрос “Ъ”.
В Busfor же говорят, что карпулинг им в принципе неинтересен в отличие от автобусных перевозок. «При этом мы видим комплиментарность этих двух видов наземных перевозок и проводили определенные тестирования в обе стороны»,— признает основатель и CEO Busfor Илья Екушевский. Несмотря на то что результаты тестов были хорошими, Busfor отказался от размещения у себя предложений от попутчиков и наоборот — от размещения предложений автобусных перевозчиков на сервисах карпулинга. В компании утверждают, что не хотят «подвергать риску своих клиентов». «Во-первых, потому, что отсутствует законодательный статус и регулирование карпулинга»,— поясняет Илья Екушевский. Во-вторых, уверен он вслед за Минтрансом и участниками рынка автомобильных перевозок, на этих сервисах сегодня «размещается множество нелегальных перевозчиков, которые под видом попутчиков осуществляют незаконную предпринимательскую деятельность и создают угрозу безопасности пассажиров».