Кандидаты стесняются в средствах
Сколько стоит неучастие в выборах
Избирком Владимирской области отказал вчера кандидату от КПРФ, журналисту Максиму Шевченко в регистрации кандидатом на выборах губернатора. Он, как и ряд кандидатов в других регионах, где 9 сентября пройдут выборы, не смог преодолеть муниципальный фильтр. Отсеянные на стадии регистрации кандидаты по-разному оценивают затраты на подготовку к выборам. Экс-кандидат в мэры Москвы Дмитрий Гудков уверяет, что на подготовку было потрачено около 70 млн руб. Хотя большинство выдвиженцев утверждают, что их расходы, в том числе на агитацию, незначительны, эксперты говорят о «сильно заниженных» расценках даже на юридические услуги.
Об отказе в регистрации Максиму Шевченко кандидатом на выборах владимирского губернатора сообщила секретарь облизбиркома Нина Ульева. Она отметила, что при необходимых для преодоления муниципального фильтра 128 подписях муниципалов выдвиженец КПРФ представил 120 достоверных подписей. До вчерашнего заседания в избиркоме сообщили, что ряд муниципальных депутатов, поставивших подписи в поддержку кандидата от КПРФ, ранее подписались за других претендентов. В свою очередь, господин Шевченко заявлял “Ъ”, что администрация региона (губернатор Светлана Орлова баллотируется от «Единой России») заставляла депутатов ставить подписи в поддержку других кандидатов с помощью угроз, о чем он написал заявления в правоохранительные органы. В администрации региона это не комментировали. Господин Шевченко намерен обжаловать отказ в регистрации в Центризбиркоме и суде.
Ситуация во Владимирской области типична для губернаторской кампании 2018 года. В большинстве регионов, где завершилась регистрация, в бюллетене будет четыре фамилии, и не во всех регионах в выборах примут участие кандидаты КПРФ. «Отсекаются любые кандидаты, которые могут хоть как-то привлечь какие-то голоса. Даже принадлежность к думским партиям не является гарантией»,— заявил “Ъ” политолог Александр Кынев.
Неучастие в выборах не освобождает от затрат из избирательных фондов. Экс-кандидаты оценивают их по-разному.
Максим Шевченко сказал “Ъ”, что «ни копейки не потратил на рекламу и пропаганду» и почти все средства пошли на юридические услуги. В штабе уточнили, что речь идет о бюджете в 150 тыс. руб. У других несостоявшихся кандидатов затраты во много раз больше. Александр Кынев отметил, что расходы на избирательную кампанию зависят от региона: «В Якутии, например, большую долю съедают транспортные расходы, в Москве — расходы на рекламу. Самые большие расходы бывают у кандидата, которого никто не знает и при этом у него нет сети, которые обеспечила бы ему кампанию. Если на кандидата работает административный ресурс, у него меньше расходов».
На пост мэра Москвы баллотируется пять из 32 кандидатов, которые подавали документы о выдвижении в Мосгоризбирком. «Негласно моя мэрская кампания началась полтора года назад, и муниципальная кампания стала ее частью — мне необходимо было провести независимых депутатов, чтобы позже преодолеть муниципальный фильтр»,— объяснил “Ъ” Дмитрий Гудков («Гражданская инициатива», переименована в Партию перемен). Общую сумму расходов за весь период он оценивает в 70 млн руб. Около 4 млн руб. потрачено на подготовку наблюдателей на президентских выборах, еще 3 млн руб.— на рекламу в Facebook и на радио «Эхо Москвы». Кампания по выдвижению в мэры столицы политику, по его словам, стоила примерно 300 тыс. руб. «Каждая нотариально заверенная подпись муниципального депутата стоит 1,5 тыс. руб., а так как их у меня было 76, то больше 100 тыс. руб. мы потратили на нотариуса»,— сказал “Ъ” Дмитрий Гудков. Остальные расходы пошли на аренду офиса и зарплаты сотрудникам. По словам господина Гудкова, «люди, финансирующие кампанию, понимали ее риски».
Член федерального политсовета партии «Яблоко» Сергей Митрохин официально был кандидатом на выборах мэра всего две недели, но считает, что потратил на кампанию с января около 200 тыс. руб. «Большая часть расходов ушла на печатную агитацию: 60 тыс. руб. на брошюры, буклеты тиражом примерно в 3 тыс. экземпляров»,— сказал он “Ъ”. Оплата шла за счет московского отделения партии. «У меня не было расходов на отдельное юридическое сопровождение, всю работу делали текущие сотрудники аппарата»,— отметил господин Митрохин. Только незначительная сумма ушла с избирательного счета на «работу нотариуса по оформлению 50 подписей муниципальных депутатов».
Кампания главы муниципального округа Красносельский Москвы Ильи Яшина длилась полтора месяца и стоила около 1 млн руб. Как рассказали в предвыборном штабе, больше половины бюджета ушло на оплату аренды офиса в Таганском районе Москвы, закупку мебели и техники. Также деньги пошли на оплату дизайнера для создания агитационных материалов, выпуск атрибутики (значки, браслеты), зарплаты персоналу (около десяти членов штаба). Впрочем, кандидат так и не был зарегистрирован. «Мы обошлись без юридических расходов, так как до сбора подписей дело не дошло, а все небольшие вопросы решал текущий юрист за небольшие гонорары»,— пояснил “Ъ” начальник предвыборного штаба Ильи Яшина Петр Царьков.
«Эффективность расходов зависит от того, как кандидат умеет организовать кампанию, даже если он не дошел до финиша. К примеру, кампания Ильи Яшина была видна в городе, а кампании Дмитрия Гудкова никто не увидел, хотя затраты, по их же сообщениям, разнятся существенно»,— отметил Александр Кынев.
В 1 млн руб. оценивают расходы и в штабе журналиста Антона Красовского (кампания шла меньше месяца). Глава штаба Михаил Конев сказал “Ъ”, что средства были потрачены на изготовление 30 агитационных кубов, футболок для волонтеров и юридические расходы. На последнее ушло немного (60 тыс. руб. штаб заплатил за изготовление подписных листов и менее 20 тыс. руб.— за работу нотариуса).
Глава предвыборного штаба зарегистрированного кандидата от КПРФ Вадима Кумина Леонид Зюганов рассказал “Ъ”, что еще до регистрации было потрачено больше 1 млн руб.: «Надо было собрать штаб и разработать дизайн, слоган кампании, программу кандидата». Он добавил, что на юридическое сопровождение было потрачено около 500 тыс. руб. «Нотариальные расходы на заверение подписей у нас составили около 15 тыс. руб., потому что заверяли подписи через Мосгордуму и это стоит дешевле — около 100 руб. за листок,— сказал Леонид Зюганов.— А вот работа штата юристов, которые прорабатывали все документы и просматривали каждую подпись мундепов, стоила почти полмиллиона». В штабе заверили, что партия оплачивает 90% расходов на кампанию.
Кто примет участие в выборах мэра Москвы
Депутат чеховского горсовета Николай Дижур, который собирался баллотироваться в губернаторы Подмосковья, сказал “Ъ”, что кампания стоила ему «двух лет жизни и нуля рублей»: «Я не собирал подписи, официально с избирательного счета я не потратил ни копейки». Депутат орловского облсовета Виталий Рыбаков (собирался выдвигаться в губернаторы от «Российского общенародного союза») также объявил о своем снятии с выборов главы региона. Он сказал “Ъ”, что «буклеты не печатались, агитация не велась»: «Кстати, и сейчас агитирует только "основной кандидат". Только 12 моих сторонников собирали подписи. Поэтому жалко не денег, а времени и нервов».
«Практика последних лет показывает, что кандидату сначала необходимо преодолеть муниципальный фильтр, а потом вкладываться в агитацию»,— говорит политтехнолог Петр Быстров. Он добавил, что на практике оппозиционный кандидат тратит на подготовку к кампании 20–30 млн руб. (повышение узнаваемости), и даже при таких расходах она может сорваться из-за «непреодоления муниципального фильтра». Политюрист Роман Смирнов назвал общую сумму расходов в 200–300 тыс. руб. «сильно заниженной» даже для оплаты исключительно юридических услуг. Еще один эксперт на условиях анонимности отметил, что «стоимость оплаты труда профессионального политюриста начинается от 500 тыс. руб. в месяц, так как это еще и оргработа, даже при почасовой оплате в 300 тыс. руб. уложиться невозможно». Кандидаты, которые «не понимают важность юридического сопровождения, в итоге оказываются вне кампании».
«У всех серьезных игроков расходы всегда высокие, иногда выше "потолка", который установлен законом для избирательных фондов. Потому что кампанию они начинают задолго до официального старта. Начинать кампанию в июле и рассчитывать на результат глупо»,— заключил господин Кынев.