Криптопирамиды растут во все стороны
Как работают такие проекты и можно ли вернуть вложенные деньги
Число криптопирамид в России растет. По данным Центробанка, только с января было обнаружено более 80 организаций, которые работают по схеме МММ, но используют для привлечения клиентов тему криптовалют. Как работают такие проекты и можно ли вернуть из них деньги, выясняла Татьяна Гомозова.
Инвестировать в биткойн и получать за это высокий пассивный доход предлагают через интернет. За покупку пакета цена обычно начинается от нескольких сотен долларов — людям обещают до 90% годовых, и еще больше — за вовлечение новых членов. Предполагается, что организаторы меняют деньги на криптовалюты, оборачивают их на биржах и распределяют доход.
Один из крупнейших в России проектов работает по схеме американской AirBitClub. Его представительства есть в ряде крупных городов, в Екатеринбурге он работает под названием Pro100business. Сами организаторы утверждают, что в проекте участвуют десятки тысяч человек. У некоторых из них в начале лета начались проблемы, рассказала корреспондент газеты «Коммерсантъ Урал» Алена Тронина: «Проект юридически нигде не зафиксирован, они называют себя «сообществом инвесторов». Взносы были абсолютно разные, но сверхвысокие доходы обещали тем, кто от 60 тыс. руб. приносит. Шум начал подниматься сейчас, просто некоторым людям, кто активно не привлекает новых членов, запрещали выводить деньги. Сейчас, насколько мне известно, часть организаторов отдыхает за границей. Люди обращаются в СМИ, дают комментарии, что не могут вывести деньги. Активно никто не обращается с заявлениями в полицию.
На сайтах объединения подчеркивается, что это не пирамида. Целый раздел посвящен отказу от любой ответственности перед инвесторами: их обязывают даже не подавать в суд в случае проблем. Организаторов американского AirBitClub Ренато Родригеса и Гутемберга Дос Сантоса в прошлом году в США признали виновными в мошенничестве по делу пирамиды Vizinova: она собрала $5 млн, предлагая участникам перепродавать программное обеспечение. $1,5 млн их обязали возместить.
По словам директора Российской ассоциации криптовалют и блокчейна Арсения Щельцина, ничего нового организаторы пирамид не придумали, но люди им по-прежнему верят: «На самом деле там криптовалюты вообще никакой нет. Если генерируются какие-то токены, то это такая более долгосрочная „МММ“, то есть они не объясняют внутренности проекта, а прикрываются спекуляциями на криптовалюте. И люди в это, собственно, верят, когда смотрят на своих друзей, которые вложили в биткойн, приумножили, и думают: здесь мне тоже так предлагают, я могу за месяц 150% сделать от своего дохода, это реально работает. Но когда набирается критическая масса, все это заканчивается».
Российским схемам далеко по масштабу до международных. В Китае за последний год 98 человек были обвинены в организации грандиозной криптопирамиды OneCoin. Она состояла из 140 уровней членства и собрала больше $2 млрд. Вернуть из них удалось только $260 млн.
Привлечь к ответственности за организацию пирамиды сейчас нетрудно, а вот с возвратом средств могут быть сложности, считает адвокат адвокатской конторы «Аснис и партнеры» Артур Басистов: «Если успели зайти, забрали компьютеры, телефоны и прочее, то, как правило, все это прекрасно идентифицируется, это доказуемо. Вопрос только в том, был ли факт инвестирования или нет. Финансовый мир стал прозрачным, и спрятать серьезные деньги так, чтобы их никто не нашел, можно только вложениями в крипту — в таком случае вернуть их будет, конечно, нереально. Можно расстрелять всех от первого до последнего, но вынуть деньги из крипты можно только в том случае, если кто-то из обвиняемых решит посотрудничать со следствием и добровольно выдаст ключи».
По оценке Центробанка, в среднем россияне тратят на мошеннические проекты с упоминанием криптовалюты от 80 тыс. до 100 тыс. руб. В традиционной сфере — в два раза меньше.