Смарт-очки Google помогут детям с аутизмом
Гаджет считывает эмоции и помогает улучшить социальные навыки
Ученые Стэнфордского университета выяснили, что использование смарт-очков Google и специального ПО способно помочь детям с аутизмом развить навыки общения. Всего за 10 недель дети-аутисты, участвовавшие в эксперименте с очками, научились лучше поддерживать зрительный контакт с окружающими и распознавать их эмоции.
Ученые Стэнфордского университета (штат Калифорния, США) провели эксперимент, в ходе которого 14 детей-аутистов в возрасте от 3 до 17 лет в течение 10 недель использовали смарт-очки Google Glass в сочетании со специальным приложением для смартфона Superpower Glass System на базе Android. Выяснилось, что у детей с расстройством аутического спектра (РАС или ASD — autism spectrum disorder) наблюдаются нарушения в способности распознавать эмоций у окружающих и поддерживать с ними зрительный контакт, что сказывается на социальном взаимодействии ребят. Это следует из опубликованного в журнале NPJ Digital Medicine исследования, посвященного использованию гаджетов для развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом.
Смарт-очки Google работают следующим образом. Встроенная видеокамера записывает изображение или звук общающихся с ребенком людей и передает его на смартфон или планшет с приложением, которое распознает эмоцию человека. Затем приложение передает информацию о той или иной эмоции на дисплей очков — в виде соответствующего смайлика или короткого сообщения. Все это автоматически записывается в шифрованном виде на закрытый сервер исследователей, которые затем могут анализировать результаты общения детей-аутистов с окружающими, их реакцию и прогресс.
Приложение для распознавания эмоций и передачи информации на смарт-очки также разработано в Стэнфорде — специалистами по технологиям и биомедицине в сотрудничестве с педиатрами того же университета. Руководитель проекта Деннис Уолл отмечает, что для создания программы команде пришлось обработать тысячи фотографий людей с разными душевными состояниями.
Приложение распознает восемь базовых эмоций — радость, грусть, злость, удивление, страх, отвращение, пренебрежение и спокойствие.
В ходе эксперимента дети разговаривали с членами своей семьи при участии исследователей. Сеанс общения длился около 20 минут. До и после каждой сессии родители заполняли опросник, где оценивали коммуникативные навыки ребенка. Ученые отмечают, что по шкале социальной отзывчивости, где результаты ниже 60 баллов означают условную «норму», а выше 75 — высокую степень аутизма, средний результат всех детей изменился с 80,07 балла до 72,93 балла. Кроме того, до начала исследований и после них дети прошли специальные тесты на распознавание эмоций — перед прохождением курса на 40 вопросов было дано в среднем 28,45 правильных ответа, после — 38.
По результатам исследований ученые и родители детей-аутистов отметили положительную динамику в развитии навыков общения. Мать 9-летнего Алекса Дондзи Калленбайн заявила, что уже спустя несколько недель после начала эксперимента ее ребенок стал намного лучше поддерживать с ней зрительный контакт. А сам ребенок неоднократно говорил ей: «Теперь я могу читать мысли».
В исследовании отмечается, что обычно детей-аутистов учат распознавать эмоции окружающих с помощью карточек с соответствующими рисунками и картинками. Однако в США специалистов хватает далеко не на всех, поэтому нередки случаи, когда для прохождения курса людям приходится ждать в очереди до полутора лет.
Вдохновленные первыми результатами ученые Стэнфорда начинают новые исследования. В них будет участвовать уже 74 ребенка, но в более узком возрастном диапазоне — от 6 до 12 лет. Группу разделят на тех, кто пройдет программу с использованием смарт-очков, и тех, кто пройдет традиционную программу развития навыков общения для детей-аутистов. По результатам сравнительных тестов исследователи надеются сделать более полные выводы об эффективности новой методики.