Французская BlaBlaCar купит российского конкурента
На рынке карпулинга началась консолидация
Французский онлайн-сервис совместных поездок на автомобиле BlaBlaCar договорился о покупке конкурирующего приложения BeepCar, принадлежащего Mail.ru Group. Сделка станет частью партнерства, в рамках которого BlaBlaCar будет продвигаться на Mail.ru Group.
Французская компания BlaBlaCar и российская Mail.ru Group в понедельник объявили о партнерстве. «В рамках сотрудничества BlaBlaCar приобретет BeepCar, российский сервис карпулинга, запущенный Mail.ru Group в 2017 году»,— говорится в пресс-релизе. С осени трафик BeepCar будет перенаправляться на BlaBlaCar. Французская компания также будет продвигать карпулинг на площадках Mail.ru Group.
«Мы рады объявить о начале долгосрочного партнерства с BlaBlaCar, в ходе которого мы интегрируем BeepCar в их систему. Сотрудничество позволит нам сосредоточиться на развитии наших ecommerce-инициатив, при этом даст пользователям возможность продолжить пользоваться любимым карпулинговым сервисом»,— сообщил гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев. По словам CEO BlaBlaCar Николаса Брюссона, приобретение BeepСar позволит компании «удвоить активность в России».
BlaBlaCar считается крупнейшим карпулинговым сервисом в РФ. Сама компания оценивает количество пользователей в стране в 15 млн, тогда как ее база по всему миру составляет 65 млн пользователей. На конец 2017 года в BeepCar было зарегистрировано 2 млн пользователей, а по итогам второго квартала 2018 года приложение имело более 5 млн установок в iOS и Android.
С начала 2018 года на рынок карпулинга вышел и «Яндекс», запустив приложение «Яндекс.Попутка». Пока оно работает в Красноярске, Ростове-на-Дону и их окрестностях. В Google Play программа набрала более 10 тыс. скачиваний.
С помощью мобильных приложений и сайтов карпулинга водители могут найти попутчиков, которые компенсируют им часть затрат на междугороднюю поездку. По оценке Sberbank CIB Investment Research, к 2025 году сервисы такси, карпулинга и каршеринга в результате замещения общественного транспорта получат 377 млрд руб., а в результате замещения личного транспорта – 474 млрд руб. В отчете не уточняется в какой пропорции.
В совокупности с каршерингом и такси целевой рынок новых транспортных сервисов в 2017–2025 годах увеличится в 2,5 раза и составит 1,6 трлн руб.
Считается, что карпулинг будет все активнее замещать общественный транспорт. По оценкам инвестбанка, «Яндекс» может получить 70% выручки от замещения общественного транспорта, в том числе поскольку компания «будет лидировать в сегменте карпулинга». Понимая, что рынка на всех не хватит, владельцы карпулинговых сервисов еще в прошлом году задумались о консолидации: например, обсуждались различные сценарии объединения BlaBlaCar, BeepCar и сервиса поиска билетов на автобусы Busfor, рассказывал “Ъ” собеседник, близкий к переговорам.
Как будут регулировать совместные поездки на автомобилях
В России приступили к созданию правил карпулинга, или совместных путешествий на автомобилях, организованных через мобильные приложения BlaBlaCar, BeepCar, «Яндекс.Попутка» и другие. Официально эти сервисы лишь позволяют водителям компенсировать часть расходов на поездку за счет пассажиров. Но чиновники и коммерческие перевозчики уверены, что речь идет о незаконном предпринимательстве. Идеи по регулированию карпулинга поступили со стороны интернет-компаний, транспортных объединений и регионов. Некоторые предлагают вообще запретить такие услуги. Единой концепции пока нет, а сами сервисы тем временем уже обсуждают M&A и готовятся делить растущий рынок.