Авторынок вырос по инерции
Всплеск продаж ожидается перед повышением НДС
Рынок легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России продолжает постепенно замедлять рост. Июльские продажи увеличились на 10,6%, что чуть ниже темпов роста июня, притом что в начале года спрос подскакивал на 20–30%. На рынке считают, что торможение идет на фоне высокой базы: с весны-лета 2017 года рынок от постоянного спада переходил к устойчивому росту. По мнению экспертов и участников отрасли, есть шанс, что ситуация улучшится к концу года: продажи могут вырасти перед повышением НДС до 20% с 2019 года.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в январе—июле продажи новых легковых машин и LCV в РФ выросли на 17%, до 992,7 тыс. машин. Но высокий рост сохраняется за счет резкого скачка в начале года (так, январские продажи подскочили на 31,3%), а за июль рынок вырос только на 10,6%, до 143,5 тыс. штук. Чуть более высокий рост — 10,8%, до 156,4 тыс. штук,— был и в июне.
Глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер говорит, что «июль не принес фундаментальных изменений» и авторынок продолжил восстановление «с комфортным для себя двузначным показателем уже 15-й месяц подряд». Весной 2017 года авторынок начал восстанавливаться после многолетнего падения с марта 2013 года, продажи за весь год выросли на 11,9%, до 1,6 млн машин. По прогнозу АЕБ, реализация в 2018 году вырастет на 10%, до 1,75 млн штук.
Основным драйвером роста в июле господин Шрайбер назвал «рост доверия потребителя, подталкивающий его сменить старый автомобиль на новый».
Гендиректор «Автоспеццентра Hyundai» (АСЦ) Алексей Потапов отмечает, что на рост влияет не лояльность клиентов, а отложенный спрос 2016–2017 годов. На 2018 год пришлось среднее время смены машин, говорит глава автодилера «Авилон» Андрей Павлович. Но директор по развитию «Рольфа» Владимир Мирошников считает, что основным катализатором реализации отложенного спроса остается перспектива повышения цен: «До конца года концерны будут закладывать в прайс-листы увеличение НДС (до 20% с 1 января.— “Ъ”)». Повышение болезненно отразится на покупателях машин бюджетного сегмента, локализованных в РФ, добавляет он.
Глава экспертно-аналитического управления «Автомира» Артем Зябин полагает, что эффект отложенного спроса исчерпал себя: «Основным драйвером роста являются кредитные продажи». Положительный эффект на рынок при сохранении ставки ЦБ окажет продление программ льготного кредитования, считает он. Весной традиционный всплеск продаж был усилен программами «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль», добавляет господин Павлович: «С учетом их отмены (в мае.— “Ъ”) и сезона отпусков мы видим, что рост замедлился». Алексей Потапов говорит, что рынок растет в основном за счет массового сегмента, на который и распространялось льготное автокредитование: «Растут, например, Kia (на 28% с начала года), Hyundai (23%), Volkswagen (21%), поэтому нельзя сказать, что окончание программ замедляет спрос». Снижение темпов роста, по мнению дилеров, также обусловлено высокой базой. «Со второй половины 2017 года темпы роста рынка были двузначными, и показывать высокую динамику теперь будет сложнее: можно ожидать роста рынка на уровне 8–10%»,— говорит Артем Зябин.
В Nissan заметили, что помимо сезонного фактора на снижение темпов роста повлияло окончание программ господдержки на 2018 год. В Hyundai также отметили этот фактор и высокую базу 2017 года.
О влиянии высокой базы говорит и Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала», соглашающийся, что к концу года подстегнуть спрос может повышение НДС, но «это же замедлит рост рынка в 2019 году». Татьяна Кофанова из Deloitte, ожидая роста спроса к концу года из-за повышения НДС, прогнозирует на год в целом увеличение продаж на 6–10%. Владимир Беспалов ждет роста на уровне 11%. В АСЦ говорят о 17–20% за счет основного роста в конце третьего и четвертом кварталах, в «Авилоне» и «Рольфе» дают прогноз в 10%. В Renault чуть повысили прогноз до «более чем на 10%», в Hyundai ждут роста на 10%.
LCV тормозят на подъеме
Рынок легких коммерческих автомобилей (LCV) в 2018 году может замедлить рост, лидер сегмента группа ГАЗ закладывает на год увеличение продаж лишь на 5–6%. На рынке отмечают, что гораздо быстрее растут продажи LCV иностранных автоконцернов, но ряд собеседников “Ъ” говорит, что спрос в целом «скорее стабилен». Основными причинами замедления роста в отрасли считают снижение господдержки и слабую покупательскую способность населения.