«Есть надежда, что значительная часть информации окажется на поверхности»
Корреспондент "Ъ FM" в Лондоне — о расследовании "дела Скрипалей"
Лондон потребует от Москвы экстрадировать двух подозреваемых по «делу Скрипалей», сообщает The Guardian со ссылкой на источники в правительстве и Службе безопасности страны. По данным газеты, прокуратура почти завершила расследование, а полиция установила личности подозреваемых, которые летом приехали в Великобританию и вернулись обратно в Россию. Правда, имена тех, кого потребуют экстрадировать, не приводятся. Подробности в прямом эфире рассказал собственный корреспондент «Коммерсантъ FM» в Великобритании Андрей Остальский.
Пока такую информацию дает только The Guardian. Я, кстати говоря, изумлен: это редчайший случай, когда такая левая, почти социалистическая газета, тесно, казалось бы, не связанная с консервативным правительством, вдруг получила какой-то эксклюзив. Причем такой, что все вынуждены, скрепя сердце, ссылаться на это издание. Вечные конкуренты газеты — The Sun, Daily Mail, солидное агентство Reuters и другие цитируют The Guardian.
Известно, что тот документ, который Crown Prosecution Service — организация, подобная российской Генеральной прокуратуре — подготовила, уже находится в распоряжении правительства. А оно, в свою очередь, вроде бы решилось, наконец, после долгих споров и рассуждений предъявить это заключение России. Вот в нем будут какие-то имена. Все исходят, правда, из того, что имена ненастоящие.
Кроме того, журналисты предполагают, что там будут и фотографии, на которых запечатлено, как эти люди прилетели в Лондон, побывали в Солсбери и улетели через несколько дней. И поэтому полиция и прокуратура полагают, что именно они осуществили отравление Сергея и Юлии Скрипалей.
The Guardian пишет, что, согласно ее источникам, правительство долго не могло решиться на предоставление этих данных России. Якобы, с одной стороны, говорилось, что это совершенно бесполезное, сугубо политическое упражнение, ведь Россия своих граждан не выдает. Есть даже есть 61-я статья Конституции Российской Федерации, которая запрещает выдачу за рубеж граждан России при каких бы то ни было обстоятельствах.
Но другая группа говорила о другом — что все-таки надо это сделать, даже если нельзя надеяться на успех. Журналисты предполагали, что в таком случае можно рассчитывать на три или четыре варианта развития событий:
Москва заявит, что все данные фальшивы, и таких граждан у России нет, либо начнет отрицать гражданство этих людей, сославшись на то, что это иностранцы; либо скажет, что само государство тут ни при чем, и речь идет о преступных элементах; либо ответит просто презрительным молчанием.
Вот этот последний вариант, я думаю, может быть воспринят как косвенное свидетельство причастности России к тому, что произошло.
Сейчас есть надежда, что значительная часть этой информации, хода расследования, в той или иной форме окажется на поверхности. Кстати, нужно сказать, что у The Guardian есть еще такие сведения: якобы Марк Седвил, советник премьер-министра по национальной безопасности, очень влиятельное лицо в том, что касается определения внешнеполитических приоритетов и конкретных действий, еще в апреле направил письмо генеральному секретарю НАТО Йенсу Столтенбергу. Сообщается, что Марк Седвил в этом документе утверждал, что Британия точно уверена, что некие российские спецслужбы проводили тренировки и пробовали использовать «Новичок» или какое-то подобное ему вещество, в том числе, нанося его на ручки дверей.
Между тем, продолжается расследование отравления Дон Стерджесс и Чарли Роули в Эймсбери. Сейчас британская полиция, как я понимаю, ждет результаты экспертизы, которую проводит Организация по запрещению химического оружия. Она должна определить — относится ли вещество, от отравления которым погибла Дон Стерджесс и пострадал Чарли Роули, к той же партии, что и яд, который был использован в инциденте со Скрипалями. Если международная экспертиза — британские эксперты, конечно, над этим тоже работают, но особенно международная важна — это подтвердит, тогда уже появится основание для полного и окончательного юридического объединения двух этих дел. Однако фактически СМИ их давно уже соединили в одно.