«Арсенал» лишился публичности
Стэн Кронке приобрел 30-процентный пакет акций клуба у Алишера Усманова за £550 млн
В европейском клубном футболе согласована одна из самых крупных сделок в нынешнем десятилетии. Американец Стэн Кронке достиг договоренности с российским предпринимателем Алишером Усмановым о выкупе у последнего 30% акций «Арсенала». После выкупа оставшихся 3% у обладателей мелких пакетов господин Кронке превратится в единоличного владельца лондонского футбольного клуба. Алишер Усманов вошел в капитал «Арсенала» в 2007 году и потратил на приобретение своего пакета около £150 млн. Стэн Кронке выплатит за него сумму, почти в четыре раза превышающую эти инвестиции,— £550 млн.
Во вторник Red & White Holdings Limited, инвестиционная компания, которая была учреждена, чтобы представлять интересы российского предпринимателя Алишера Усманова в «Арсенале», сообщила о том, что приняла предложение компании KSE UK Inc., созданной, чтобы представлять интересы в том же клубе американца Стэна Кронке, о продаже ей 18 695 клубных акций. Как уточняет Red & White, речь идет о 30,05% акций. Согласованная сторонами стоимость каждой составляет £29,42, а стоимость всего пакета — £550 млн. «Я принял решение продать мои акции футбольного клуба "Арсенал", который может быть лучшим футбольным клубом мира. Я желаю больших успехов замечательному футбольному клубу и всем, чья жизнь и карьера с ним связаны»,— говорится в заявлении Алишера Усманова, поступившем в “Ъ”. «Мы высоко ценим преданность господина Усманова "Арсеналу", его ценностям и истории»,— приводятся слова господина Кронке в заявлении KSE, опубликованном на сайте Лондонской фондовой биржи.
Благодаря этой сделке Стэн Кронке превратится в единоличного владельца «Арсенала». На момент ее совершения ему принадлежало 67% акций клуба. Оставшиеся три процента принадлежали держателям мелких пакетов, однако любой акционер английского футбольного клуба, которому удалось аккумулировать как минимум 90%, обязан выкупить оставшиеся акции у миноритариев. Общая стоимость всей сделки для Стэна Кронке — чуть больше £600 млн. И лишь незначительную ее часть — £45 млн — господин Кронке профинансирует из собственных средств. Еще £557 млн будут выданы в виде банковского займа (консультантом американского бизнесмена выступал Deutsche Bank AG).
Самым примечательным в этой сделке, с точки зрения британских ресурсов, является разница между инвестициями, которые Алишер Усманов направил на то, чтобы собрать свой пакет, и суммой, которую он получит после его продажи. В капитал «Арсенала» основатель USM Holdings вошел в 2007 году, практически одновременно со Стэном Кронке. Тогда он приобрел 14,58% акций клуба у Дэвида Дейна, по данным источников, за £75 млн. В течение девяти лет вложив в акции еще приблизительно столько же, Алишер Усманов увеличил свою долю до 30%. Таким образом, прибыль, полученная им благодаря «Арсеналу»,— около £400 млн.
Впрочем, это не первый случай, когда Алишер Усманов совершает чрезвычайно эффективные инвестиции на западных рынках. Например, в 2009 году господин Усманов вместе с партнером Юрием Мильнером приобрел около 10% акций Facebook, которая тогда оценивалась в сумму до $10 млрд. Партнеры начали продавать акции после выхода компании в 2012 году на IPO, повысившего ее оценку в десять раз. Выручка российских предпринимателей, по данным различных источников, составила от $1,6 млрд до $1,7 млрд.
В 2013 году Алишер Усманов инвестировал $100 млн в акции Apple. Он продал их спустя год, и за это время акции компании подорожали на рынке на 22%.
Существенный — почти четырехкратный за прошедшие десять лет — рост стоимости акций лондонского клуба во многом, несомненно, обусловлен в целом чрезвычайно благоприятной экономической конъюнктурой в английской премьер-лиге. Ее сформировал в первую очередь новый контракт премьер-лиги, связанный с реализацией телевизионных прав (основные партнеры — компании Sky и BT Sport), который начал действовать в позапрошлом сезоне. По условиям трехлетнего соглашения представители высшего английского дивизиона заработают в общей сложности более £8,5 млрд, то есть £2,83 млрд за каждый сезон по сравнению с £1,87 млрд по предыдущему договору. Заключение контракта вкупе с эффективным использованием других коммерческих инструментов уже привело к повышению доходов всех ведущих английских команд. А «Арсенал» с доходами в €487,6 млн за год занял в опубликованном зимой очередном рейтинге Deloitte Money League, ранжирующем европейские футбольные клубы по размерам сгенерированных поступлений, шестое место. Притом что, строго говоря, очень многие из тех, кто расположился позади него, в плане именно спортивных показателей заметно превосходили лондонцев, не выигрывавших национальный чемпионат с 2004 года и давно не добивавшихся заметных успехов в еврокубках.
Единоличным владельцем «Арсенала» Стэн Кронке становится между тем в особенно сложный для него момент. Дело в том, что в минувшем сезоне команде не просто снова не удалось показать результат, соответствующий ее статусу и популярности,— по ее меркам результат получился почти провальным. Финишировав в английском чемпионате на шестом месте, «Арсенал» впервые за 20 лет не попал в розыгрыш Лиги чемпионов. А еще после его окончания он расстался с возглавлявшим его 22 года тренером Арсеном Венгером, культовой для лондонских болельщиков фигурой: его заменил испанец Унаи Эмери. Иными словами, «Арсенал» находится в ситуации, диктующей необходимость пусть не радикального, но переформатирования.
При этом существует веская причина считать, что переход полного контроля над клубом Стэну Кронке не добавит ему поддержки со стороны поклонников, а наоборот. Объединение болельщиков «Арсенала» (AST) сразу же после объявления о сделке по консолидации им 100% акций выпустило заявление, в котором этот день характеризуется как «ужасный». AST считает, что делистинг лишает возможности контролировать деятельность единственного акционера и может привести к непрозрачности и «пагубным» шагам, таким как «выплаты вознаграждений менеджменту и дивидендов без проверки и соблюдения баланса». Плюс болельщики крайне озабочены тем, что консолидация осуществляется за счет заемных средств.
На эти же нюансы обратил внимание привлеченный BBC аналитик — эксперт по футбольным финансам Шеффилдского университета Роб Уилсон. Правда, на его взгляд, наличие серьезной кредиторской задолженности все-таки не должно, например, снизить трансферную активность «Арсенала», поскольку, «чтобы сделать футбольный бизнес прибыльным», «в любом случае нужно финишировать в четверке и попадать в Лигу чемпионов».
В своем пресс-релизе KSE настаивает на том, что изменение статуса «Арсенала» как компании с публичной на частную, напротив, «принесет гибкость, необходимую для движения к успеху», и облегчит реализацию «его стратегии и амбиций». Амбиции же заключаются в том, чтобы «стабильно бороться за победы в премьер-лиге и Лиге чемпионов, а также за престижные трофеи в женских соревнованиях и на юношеском уровне». А говоря о кредите, взятом для покрытия расходов на сделку с Алишером Усмановым, KSE заверила, что выплаты по нему «не будут влиять на бизнес "Арсенала"».
Она также отметила, что трансформация клубов в непубличные компании — характерный для премьер-лиги тренд. Действительно: в Англии теперь осталась только одна топовая команда, акции которой торгуются на бирже,— «Манчестер Юнайтед».
Кто владеет английскими футбольными клубами
|