Малый бизнес не украсило отсутствие денег
Счетная палата недовольна результатами госпрограммы развития МСП
Счетная палата (СП) выступила с очередной порцией критики мер господдержки малого бизнеса. Аудиторы недовольны работой Минэкономики по профильной программе развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2014–2017 годах. В частности, численность работников малых предприятий так и не достигла к 2018 году цели в 20 млн человек. Минэкономики так же традиционно напомнило аудиторам о кратном — в 2,5 раза — сокращении финансирования госпрограммы и сослалось на устаревание ее целей, сформированных еще в 2013 году. Теперь в министерстве ждут, что предпринимателям поможет новый нацпроект на 2019–2024 годы, продолжающий начатый прошлым правительством приоритетный проект.
Счетная палата последовательно критикует меры господдержки малого бизнеса. На этот раз объектом критики ведомства под руководством Алексея Кудрина стала госпрограмма Минэкономики по поддержке предпринимателей в 2014–2017 годах (реализуется с 2005 года). По мнению аудиторов, цель, поставленная Владимиром Путиным в 2016 году — доведение численности работников на малых предприятиях до 20 млн человек к 2018 году,— «пока не достигнута»: на 1 июля 2018 года их насчитывалось 19,2 млн человек (несмотря на рост числа предприятий в 2015–2017 годах с 4,5 до 6 млн). Также аудиторы обнаружили, что объем кредитов малому бизнесу в 2015–2017 годах уменьшился, что сделало недостижимой и цель по увеличению объемов долгосрочного кредитования субъектов МСП. Поддержка, оказываемая в рамках Национальной гарантийной системы (включает Корпорацию МСП, МСП-банк и 84 региональные гарантийные организации), также не смогла изменить отрицательный тренд в кредитовании малых предприятий. Доля кредитов, обеспеченных гарантиями в рамках системы, хоть и увеличилась (с 1,5% на 1 января 2016 года до 4,8% на 1 января 2018 года), но в целом осталась незначительной. Также отмечая, что по итогам 2017 года «в основном показатели программы выполнены» (на нее за четыре года, по данным палаты, было выделено из федерального бюджета 120,5 млрд руб.), аудиторы обратили внимание на заниженные плановые показатели. Так, количество вновь созданных рабочих мест в секторе МСП в годовом разрезе в 2014 году было запланировано на уровне 108 тыс., тогда как в 2017 году программа требовала их прироста лишь на 25 тыс., что, по мнению аудиторов, снизило влияние инициативы правительства на обеспечение занятости в сфере МСП.
В Минэкономики на критику ответили традиционной ссылкой на недофинансирование программы, напомнив, что план правительства по развитию МСП в 2013 году предполагал на 2014–2017 годы финансирование в объеме 16 млрд руб. ежегодно — и целевые показатели рассчитывались исходя из этого. Если в 2014 году на программу было выделено 19,4 млрд руб., то с каждым годом бюджет программы сокращался. В 2017 году он был урезан до минимальных 7,5 млрд руб. Также в министерстве подчеркивают, что «значительные объемы средств бюджета» были отвлечены на создание и развитие Корпорации МСП (66 млрд руб. в 2014–2017 годах), а в 2017 году произошло «переформатирование мер поддержки» в пользу производственных и экспортоориентированных предприятий и социальных предпринимателей.
Опыт реализации госпрограммы, а также замечания Счетной палаты учтены при подготовке паспорта нацпроекта по развитию МСП на 2019–2024 годы, подчеркивают в министерстве. Как следует из паспорта нацпроекта (см. “Ъ” от 12 июля) — на него министерство запросило 554 млрд руб.,— в него войдут «переупакованные» в новый формат меры господдержки, ранее входившие в начатый в 2017 году приоритетный проект МСП (расширение доступа предпринимателей к льготному финансированию, создание единой платформы мер поддержки, совершенствование системы закупок),— а цели будут обновлены. В частности, планка по численности занятых в сфере малого предпринимательства, не достигнутая в 2018 году, будет повышена до 25 млн человек к 2024 году.