Экскаватор как непозволительная роскошь
Рост спроса на ДСТ и спецтехнику замедляется
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи дорожно-строительной (ДСТ) и спецтехники в первом квартале выросли на 29%, до 2,9 тыс. единиц (АЕБ считает импорт и технику, произведенную на мощностях зарубежных концернов в РФ). Темпы восстановления рынка замедлились по сравнению с первым кварталом, когда продажи росли на 41%. Участники рынка говорят, что на реализацию оказало влияние ослабление рубля, а также увеличение утильсбора. В таких условиях некоторые виды техники, по их мнению, становятся «непозволительной роскошью».
Продажи ДСТ и спецтехники в России за второй квартал выросли на 29%, до 2,9 тыс. единиц техники, сообщила АЕБ. Доля рынка участников комитета производителей ассоциации — около 80% (в АЕБ входят иностранные машиностроители, ввозящие готовую технику или собирающие ее на мощностях в РФ). При этом в целом во втором квартале темпы роста замедлились: в первом квартале продажи подскочили сразу на 41%. В целом за январь—июнь рост составил 35% (до 5,1 тыс. единиц техники).
В апреле—июне все сегменты ДСТ и спецтехники, кроме самоходных грейдеров (упали на 15%, до 159 единиц), росли, отмечает ассоциация. Так, продажи экскаваторов-погрузчиков увеличились на 42%, до 721 штук, гусеничных экскаваторов — 34%, до 959 штук. Реализация гусеничных тракторов выросла на 44%, до 250 штук, колесных экскаваторов — на 24%, до 146 штук. Объем продаж погрузчиков с бортовым поворотом увеличился на 30%, до 266 штук, колесных погрузчиков — на 12%, до 271 штук. Отрицательную динамику реализации грейдеров источник “Ъ” на рынке объясняет снижением их импорта в январе—мае на 52%: «Компания, которая в прошлом году занимала 50% рынка по импорту (John Deer), в нынешнем году прекратила поставки в Россию. В то же время китайские производители (не входят в АЕБ) увеличили поставки на 42%».
В ассоциации «Росспецмаш» (объединяет российских производителей ДСТ, сельскохозяйственной и спецтехники) рассказали “Ъ”, что в первом полугодии российские концерны увеличили отгрузки продукции по основным сегментам, в частности, выросли продажи экскаваторов, катков, автобетоновозов, погрузчиков. «По остальным ключевым позициям продолжается сбор данных»,— отметили в «Росспецмаше».
Председатель профильного комитета АЕБ, гендиректор Volvo CE Russia Андрей Комов обратил внимание на замедление темпов роста рынка и отметил, что для «полного восстановления рынка рост должен удвоиться». Напомним, в 2017 году рынок ДСТ и спецтехники на фоне низкой базы вырос на 49%, до 9 тыс. машин, тогда в АЕБ замечали, что до полного восстановления необходимо увеличить реализацию техники еще на 50%. По данным Минпромторга, в 2017 году производство ДСТ выросло на 28%, до 32,5 млрд руб., импорт увеличился на 50%, до 126,7 млрд руб., экспорт — на 78%, до 5,1 млрд руб.
В Минпромторге отметили рост рынка ДСТ и спецтехники в первом полугодии на фоне снижения импорта: рост производства отечественной ДСТ превысил 28,9% в натуральном выражении. Снижение доли иностранных производителей на рынке в ведомстве считают следствием замещения их продукции техникой отечественного производства. Причинами тренда Минпромторг называет улучшение качества российской техники и меры господдержки, «эффективность которых была неоднократно отмечена отечественными предприятиями». Отметим, что основная господдержка — программы льготных кредитов и лизинга (см., например, “Ъ” от 17 июля 2018 года и 7 ноября 2017 года).
Среди причин замедления темпов роста в секторе в целом Андрей Комов называет негативное влияние повышения утилизационного сбора (в среднем на 15% с июня), что из-за низкой рентабельности «мгновенно привело к повышению цен на 2–3%». Он также добавил, что «парк техники за последние пять лет сильно устарел и не обновлялся», а объем реализованной после обвала рынка техники не покрывает эти потребности.
Руководитель по управлению продажами Hitachi Construction Machinery Eurasia Максим Быковский считает, что рынок восстанавливается неплохими темпами, но «далек от пиковых показателей». «Мы продолжаем чувствовать эффект низкой базы, возникший в результате обвала рынка в 2015–2016 годах,— говорит он.— Условно, если какая-то компания в прошлом году продала 100 единиц техники, а в этом — 150, рост составит 50% при том, что несколько лет назад продажи могли составлять около 500 единиц». Господин Быковский отмечает, что «любое регулирующее воздействие на рынок ощутимо отражается на темпах его восстановления». Помимо утильсбора на динамику продаж во втором квартале, по его словам, повлияли «апрельские санкции США, обрушившие рубль примерно на 10%, что негативно сказалось на розничных ценах». Заметное влияние на рынок в целом оказывают цены и на энергоносители, продолжает господин Быковский: «С учетом текущих тарифов спрос на ДСТ приближается к своим пиковым показателям. Если в 2012 году средняя цена на нефть была $110–120 за баррель, то сейчас она примерно на 35–40% ниже. Приблизительно на столько же снизился и нынешний уровень спроса на ДСТ по сравнению с аналогичными показателями в 2012 году». Максим Быковский прогнозирует рост спроса на ДСТ на 20–30% по итогам года.
Санкции вызвали долговременное снижение импорта в ряде отраслей, добавляет глава направления строительной и индустриальной техники ООО «Маниту Восток» Станислав Шульга. Он сообщил “Ъ”, что рост рынка ДСТ связан в основном с увеличением продаж землеройной техники за счет отложенного спроса последних лет. Замедление роста во втором квартале он также связывает с завершением строительства ряда федеральных проектов, прежде всего связанных с чемпионатом мира по футболу. Также продолжилась тенденция смены системы дистрибуции по ряду брендов, таких как Hitachi или Hyundai, которая длится последние два-три года, говорит господин Шульга.
Андрей Комов выразил опасения, что «приоритетные задачи, содержащиеся в послании президента в части строительства дорог и инфраструктуры, не смогут быть выполнены в требуемых объемах, если ДСТ обременена огромными сборами, а некоторые типы машин из средств производства перешли в разряд непозволительной роскоши». Он добавил, что «дополнительное давление на рынок окажет повышение НДС в январе 2019 года, так что в будущем рынку будет сложно вернуться к серьезным темпам роста».