Дао морское
На экранах мультфильм «По ту сторону океана»
В прокат выходит полнометражный мультфильм «По ту сторону океана», вдохновленный даосской книгой притч «Чжуан-цзы», китайским фольклором и в не меньшей степени — работами японской студии «Гибли». Рассказывает Юлия Шагельман.
Китайская анимация — редкий гость в международном, в том числе российском, кинопрокате. Но и для своей родной страны «По ту сторону океана» — весьма необычный проект. Производство дебютного фильма Лян Сюаня (который также написал сценарий) и Чжан Чуня заняло 12 лет: съемки начались еще в 2004 году, были приостановлены из-за недостатка финансирования, и в 2013 году авторы запустили краудфандинговую кампанию. Она оказалась более чем успешной: картина, которая наконец вышла на экраны в 2016 году, стала лидером китайского проката, собрав более $90 млн и завоевав несколько национальных кинопремий.
Действие фильма происходит в волшебном мире, который лежит «по ту сторону океана»: то, что для людей — дно морское, для его обитателей, или, как они себя называют, Других,— их небо. Эти магические существа ведают сменой сезонов и всеми природными явлениями — ветрами, течениями, миром растений и животных, а также человеческими душами, которые после смерти возвращаются к своему истоку, то есть в океан.
Достигнув совершеннолетия, Другие отправляются на семь дней в мир людей в облике красных дельфинов. Главная героиня фильма по имени Юна в таком путешествии едва не погибает, и ее выручает ценой своей жизни молодой рыбак. Взволнованная его жертвой, Юна решает спасти его душу и снова вернуть ее в родной мир, но, как и положено в сказке, для этого придется выполнить очень суровое условие. Пообещав Хранительнице душ заплатить за воскрешение рыбака половиной своего жизненного срока, девушка получает его душу — маленькую рыбку, которую она должна вырастить втайне от соплеменников. Но этот роковой обмен нарушает баланс, царящий в подводном царстве, и приводит к губительным последствиям.
Правила игры, как видно, и так довольно причудливы, но вдобавок они то и дело меняются (или ускользают от зрителя), а основная сюжетная линия теряется в боковых отступлениях, далеко не каждое из которых получит свое завершение. Примерно с середины фокус повествования и вовсе смещается с Юны на ее друга (безнадежно влюбленного в нее) Сэна, который тоже жертвует собой — ради того, чтобы возлюбленная была счастлива с другим. И поди скажи, на что именно списывать эту запутанность: то ли на экзотичность даосских парадоксов и образов китайской мифологии, то ли, чем черт не шутит, на прерывистую историю съемок.
Однако картина настолько красива, а фантазия авторов так безгранична, что потеряться в ее извивах — отдельное удовольствие. Придуманный ими фантастический мир очень яркий, подробный и населен множеством удивительных — и при этом совершенно индивидуальных — созданий. И хотя сравнения с фильмами Хаяо Миядзаки напрашиваются сами собой, у китайских аниматоров, безусловно, есть свое, ни на кого не похожее лицо. Их особенность проявляется и в отсутствии привычной нам в голливудских мультфильмах прямолинейной морали. «По ту сторону океана» — не столько сказка, сколько притча, сад расходящихся тропок. Нравоучительная история, прославляющая безграничное самопожертвование, оборачивается рассказом о красоте окружающего мира и умении ценить каждое прожитое мгновение, которое стоит того, чтобы хоть ненадолго забыть о западном рационализме.