«Фрегату» нашли командира
Владимир Колмыков возглавил НПО имени Лавочкина
Сегодня гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин представит нового главу научно-производственного объединения (НПО) имени Лавочкина. Как и предполагал “Ъ”, место Сергея Лемешевского, которого правоохранительные органы обвинили в мошенничестве, займет руководитель завода «Красмаш» Владимир Колмыков. Он должен не допустить срыва сроков международного научного проекта ExoMars, а также исправить ситуацию с «культурой производства» основной серийной продукции НПО – космических разгонных блоков «Фрегат».
Вчера в пресс-службе «Красмаша» заявили, что с 9 августа первый заместитель гендиректора Александр Гаврилов занял должность генерального, а прежний руководитель завода Владимир Колмыков «решением "Роскосмоса" переведен на должность гендиректора одного из ведущих предприятий ракетно-космической отрасли». Раскрывать название этого предприятия в «Красмаше» не стали, но источник “Ъ”, близкий к руководству «Роскосмоса», подтвердил, что речь идет о химкинском НПО имени Лавочкина. «Владимир Колмыков будет представлен Дмитрием Рогозиным коллективу 10 августа»,— сказал он.
Бывший гендиректор НПО имени Лавочкина Сергей Лемешевский в настоящее время находится под арестом. Вместе с руководителем дирекции правового обеспечения объединения Екатериной Аверьяновой он подозревается в злоупотреблении полномочиями (см. “Ъ” 27 июля). По версии следствия, предприятие выплатило примерно 332,5 млн руб. адвокатскому бюро «Третьяков и партнеры» за услуги, которые были выполнены штатными сотрудниками и другими юристами.
Между тем, НПО имени Лавочкина является одним из ключевых исполнителей в масштабном международном проекте ExoMars (совместная комическая миссия Евросоюза и России по поиску жизни на Марсе, старт которой намечен на 25 июля 2020 года). Арест господина Лемешевского уже вызвал волнение у иностранных партнеров, признает собеседник “Ъ”, поэтому господин Колмыков должен будет «как можно скорее выйти с ними на контакт и наладить взаимодействие».
Кроме того новому главе НПО предстоит исправить ситуацию с качеством и надежностью выпускаемой серийной продукции – разгонных блоков «Фрегат». Необходимо существенно поднять «культуру производства», говорит собеседник “Ъ”, «чтобы не допустить случаев сродни тому, который произошел на "Фрегате" перед запуском ангольского спутника AngoSat 1». Напомним, что AngoSat 1 был потерян в декабре прошлого года через сутки после запуска. Это произошло не по вине НПО имени Лавочкина, но параллельно в ходе расследования выяснилось и то, что выводивший спутник блок «Фрегат» работал с растворенной в окислителе резиновой заглушкой топливной магистрали, по ошибке забытой в ней сборщиком при монтаже.
У Александра Гаврилова наследство не такое проблемное. Как говорят в «Красмаше», ему предстоит решать задачи, связанные с выполнением ряда опытно-конструкторских работ и «постановкой на производство нового изделия в рамках гособоронзаказа», а также «продолжать программу реконструкции и технического перевооружения предприятия».
Споры о причинах потери AngoSat-1 близки к завершению
Компания АВЭКС, изготовившая для ангольского телекоммуникационного спутника AngoSat-1 аппаратуру регулирования и контроля АРК-910, утверждает, что ее изделия не могли стать причиной потери аппарата. Ранее аварийная комиссия рассматривала несколько вариантов, считая приоритетным сбой в работе новой системы энергообеспечения, часть оборудования которой и поставляла компания АВЭКС. Выводы комиссии, которая расследует причины ЧП на орбите с декабря 2017 года, должны быть обнародованы в ближайшее время: без заключения комиссии страховые компании не могут выплатить «Энергии» страховку за AngoSat-1 в размере $121 млн.