«АВМ-Трейд» двинул на восток
Дистрибутор квадроциклов решил собирать собственные снегоходы в Китае
ООО «ТК АВМ-Трейд», эксклюзивный дистрибутор китайской марки квадроциклов CFMOTO в России, отказалось от планов создания в Петербурге производства квадроциклов и снегоходов стоимостью 750 млн рублей. Минпромторг РФ за полтора года не выдал заключения по заявке компании на специальный инвестиционный контракт, поддержанный администрацией Петербурга. С 2014 года дистрибутор сократил в восемь раз объем продаж на схлопнувшемся российском рынке квадроциклов — с 20 тыс. до 2,5 тыс. машин. Новые планы «ТК АВМ-Трейд» включают создание в Китае совместного предприятия по производству снегоходов собственной разработки.
В конце 2016 года, потеряв значительную долю рынка продаж квадроциклов вследствие скачков курса валют и введения в России утилизационного сбора на самоходные машины, ООО "ТК АВМ-трейд" заявило о планах организовать на арендованных площадях в поселке Бугры Ленинградской области сборочное производство квадроциклов по технологии китайской Zhejiang CFMOTO Power Co и снегоходов собственной разработки. В связи с этим компания подала заявку в Минпромторг на специальный инвестиционный контракт (СПИК), который позволил бы ей избежать включения утилизационного сбора в розничную цену машин. На тот момент он составлял 105 тыс. рублей (около 30% стоимости некоторой импортируемой "АВМ-Трейд" техники), а с лета этого года — 122 тыс. рублей (стоимость квадроцикла CFMOTO начинается от $6 тыс.). СПИК, отмечал генеральный директор "ТК АВМ-Трейд" Сергей Койнов, являлся обязательным условием проекта, без которого он терял экономическую целесообразность. Инвестор намеревался вложить 750 млн рублей в сборку 5-6 тыс. машин с участием петербургских производителей (завод "Нева", "Металлопродукция", "Мир упаковки"), доля которых в себестоимости продукции в первые два года должна была составить 15%, а в течение пяти лет — вырасти до 45%. На себя компания брала конвейерную линию, контроль качества, упаковку и маркетинг. Однако за полтора года проект не сдвинулся с места.
В Минпромторге корреспонденту "Ъ" рассказали, что среди трех заявок петербургских компаний на СПИК есть и ООО "ПК АВМ-Трейд" (учредители компании Сергей Койнов и Виктор Богданов являются совладельцами ООО "ТК АВМ-Трейд"), заявки находятся на рассмотрении. На вопрос о стадии рассмотрения заявки и предельном сроке этого процесса в ведомстве не ответили.
В соответствии с правилами заключения СПИК, утвержденными постановлением правительства РФ от 16 июля 2015 года N 708, межведомственная комиссия при Минпромторге РФ принимает решение о возможности (невозможности) заключения контракта не позднее 60 рабочих дней со дня поступления заявки инвестора в уполномоченный орган (в данном случае комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, КППИ), комментирует управляющий партнер юридической компании Capital Legal Services Владислав Забродин.
В КППИ сообщили, что вице-губернатор Петербурга Сергей Мовчан в июле 2017 года направил письмо в Минпромторг о поддержке заявки ООО "ПК АВМ-Трейд", в ответ на которое ведомство сообщило о выявлении недостатков проекта в ходе ее рассмотрения. Сам инвестор, утверждает Сергей Койнов, официального ответа от Минпромторга не получал.
"Мы действительно планировали открыть сборочное производство квадроциклов и снегоходов. В связи с этим мы подавали заявку на заключение СПИК с Минпромторгом 29.12.2016. До сих пор нами не был получен хотя бы какой-то ответ от министерства. Ввиду этих обстоятельств мы пересмотрели свои планы и уже и не ждем никакого ответа",— сообщил Сергей Койнов "Ъ" на запрос о ходе проекта.
Взамен компания намеревается начать производство снегоходов собственной разработки в Китае, сообщил гендиректор "ТК АВМ-Трейд" в интервью, опубликованном на YouTube в марте этого года. Он подтвердил "Ъ" эту информацию, сообщив, что в целях создания совместного предприятия зарегистрировал юридическое лицо в Поднебесной. Детали проекта господин Койнов сообщить отказался, добавив, что под этот проект в 2014 году был создан конструкторский отдел компании под руководством бывшего сотрудника BRP. По собственной оценке Сергея Койнова, рынок снегоходов в России сопоставим с рынком квадроциклов. Спрос на продукцию есть также в Северной Америке и скандинавских странах.
Рынок квадроциклов эксперты, дистрибуторы и производители этой техники оценивают по-разному. По словам господина Койнова, в 2014 году продажи составляли около 40 тыс. машин, а доля "АВМ-Трейд" на этом рынке превышала 50%. В 2016 году объем продаж компании упал до 4,5 тыс., в а 2017 составил 2,5 тыс. или около 30% рынка, на котором присутствуют только четыре основных игрока: импортеры "АВМ-Трейд" и BRP и производители "Русская Механика" и "Веломоторс" (бренд Stels).
По данным руководителя отдела маркетинга мотонаправления группы компаний "Веломоторс" Наталии Начевкиной, рынок квадротехники до 2014 года демонстрировал устойчивый рост. Однако в 2015 году в связи с наступившим экономическим кризисом сократился на 57,1% в натуральном выражении (с 53,5 до 22,9 тыс.). Дальнейшее падение рынка обусловлено введением сбора на утилизацию техники, вследствие чего в том же году доля импорта сократилась на 64,6% в натуральном выражении, после чего доля отечественного производства стала постепенно увеличиваться и по итогам 2017 года превысила импорт (из 12,4 тыс. машин произведено в России 6,7 тыс., импортировано — 5,7 тыс.). "Лидером по продажам являлся отечественный бренд Stels (41%), принадлежащий компании "Веломоторс". Далее следуют американский бренд BRP (14%) и китайский CFMOTO (11%). Четвертым игроком является "Русская механика". В категории "другие" представлены некрупные участники рынка, имеющие менее 3% доли продаж",— делится статистикой компании "Веломоторс" госпожа Начевкина.
По исследованию Discovery research group, в 2014 году рынок квадроциклов составлял 78 тыс. штук. В 2015-м он равнялся 41,2 тыс. шт., или $117,2 млн в денежном выражении. В 2016 году упал на 55% — в натуральном выражении до 18,6 тыс. шт. или $90,5 млн. "На территории России квадроциклы производят три компании: ОАО "Русская механика", ООО "Калининградский мотозавод" (Baltmotors) и ООО "Веломоторс плюс". Объем производства в 2016 году равнялся 13,7 тыс. шт., что эквивалентно $63,9 млн",— комментирует исполнительный директор Discovery research group Илья Ломакин. Доля "Калининградского мотозавода", по данным компании, составила 2%, у "Русской механики" и "Веломоторс плюс" — по 49%.