Налоговые маневры нервируют соседей
Россия и Белоруссия опять делят нефтяные потоки в ЕАЭС
У Москвы и Минска вновь появились разногласия в нефтегазовой сфере: в конце минувшей недели нашлись сразу два повода для обсуждения беспошлинных поставок в Белоруссию российской нефти. Сообщения СМИ о приостановке кредитования Белоруссии опроверг российский Минфин, но официальные заявления белорусской стороны о намерении поднять на государственном уровне вопрос о компенсации $300 млн (20 млрд руб.), выпадающих с 2019 года из бюджета республики из-за налогового маневра в РФ, пока остались без реакции Москвы.
В конце минувшей недели обострилось обсуждение двух чувствительных для российско-белорусских отношений вопросов — беспошлинных поставок в Белоруссию нефтепродуктов и налогового маневра в российской нефтяной отрасли. В пятницу Reuters сообщило о намерении Москвы приостановить предоставление кредитов Минску. Ссылаясь на пояснительную записку к протоколу изменений межправсоглашения от зампреда «Белнефтехима» Андрея Рыбакова, агентство отметило, что российская сторона связывает возобновление сотрудничества с решением вопроса по установлению запрета на беспошлинный вывоз нефтепродуктов из России в Белоруссию с компенсацией потерь российского бюджета за ранее вывезенные нефтепродукты.
Реакция российского Минфина последовала в тот же день — ведомство отрицает приостановку кредитования Белоруссии. Так, согласно договоренностям, напоминают в министерстве, финансируются расходы, связанные с использованием Белоруссией средств государственного экспортного кредита, предоставленного на сооружение АЭС. «Начата и активно ведется подготовка документов, необходимых для предоставления нового финансового кредита, а также траншей кредита, предоставленного по линии ЕФСР (Евразийского фонда стабилизации и развития.— “Ъ”)»,— заверили в Минфине РФ.
Напомним, нефтегазовый спор между странами тянется с 2016 года — на заявления Минска о несправедливости цены на российский газ Москва тогда ответила снижением поставок беспошлинной нефти. В апреле 2017 года правительствам двух стран удалось договориться об объемах беспошлинных поставок из РФ нефти в 2017–2024 годах на уровне 24 млн тонн в год. Из этого объема белорусская сторона может зачислять в свой бюджет экспортные пошлины за 6 млн тонн (так называемое перетаможивание) — с разницы между согласованным объемом поставки нефти и ее фактическим импортом в Белоруссию для переработки.
Впрочем, этим разногласия не ограничиваются: на прошлой неделе Минск вновь поднял вопрос о последствиях для Белоруссии налогового маневра в России. Напомним, правительство РФ начинает с 2019 года налоговый маневр, который заключается в постепенной отмене экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (с нынешних 30% на пять процентных пунктов в год в течение шести лет) с одновременным повышением НДПИ. О возможных рисках обнуления экспортной пошлины на нефть российский Минфин ранее предупреждали коллеги из Минэнерго — в ведомстве указывали, что такое решение, в частности, может повлечь ухудшение отношений Москвы и Минска, который и так получает российскую нефть беспошлинно. Рост НДПИ, отмечало Минэнерго, может вызвать рост цен на нефть как для внутреннего рынка, так и для Белоруссии (см. “Ъ” от 13 января 2017 года).
Как заявил в конце прошлой недели замминистра финансов Белоруссии Дмитрий Кийко, его ведомство планирует инициировать обсуждение возможности компенсации выпадающих доходов белорусского бюджета из-за налогового маневра. По оценкам Минфина Белоруссии, из-за сокращения поступлений от экспортных пошлин, а также планируемого снижения на четверть ставки акцизов на нефтепродукты (для компенсации нефтезаводам издержек из-за отсутствия повышения розничных цен) в 2019 году выпадающие доходы белорусского бюджета составят около $300 млн. «В России выпадающие доходы компенсируются отрицательными акцизами, у нас нет таких источников»,— посетовал Дмитрий Кийко. Впрочем, беспокойство Минска вызвано также тем, что налоговый маневр приведет к невозможности работы единого рынка нефтепродуктов в ЕАЭС, а российские нефтепродукты могут вытеснить на внутреннем рынке Белоруссии ее продукцию. Все эти заявления российский Минфин комментировать не стал.
Как общий рынок прирастает обещаниями
27 июля на заседании межправительственного совета ЕАЭС премьер-министры стран «пятерки» договорились активнее работать над снятием барьеров на внутреннем рынке. Наиболее проблемным для союза остается будущее общего рынка газа. При этом инициатива РФ по усилению контроля оборота товаров за счет расширения маркировки и применения пломб при их транзите пока будет реализована лишь в ограниченном масштабе.