Сергею Лемешевскому вернули отчество и поменяли адвоката
Бывшего главу НПО имени Лавочкина арестовали со второй попытки
Бабушкинский суд Москвы вновь санкционировал арест бывшего гендиректора НПО имени Лавочкина Сергея Лемешевского, обвиняемого в хищении 332,5 млн руб. путем необоснованных выплат адвокатскому бюро «Третьяков и партнеры». Первое решение о заключении топ-менеджера под стражу было отменено Мосгорсудом (МГС) из-за того, что следствие неверно указало в ходатайстве отчество обвиняемого. На этот раз заседание и вовсе едва не сорвалось: в суд не пришел адвокат Сергея Лемешевского, и несколько часов не удавалось найти ему замену, а затем еле успели привезти из СИЗО и самого подследственного.
Заседание, на котором должно было рассматриваться новое ходатайство подмосковного ГСУ Следственного комитета России (СКР) об аресте бывшего гендиректора НПО имени Лавочкина Сергея Лемешевского, было назначено на час дня. Повторно возвращаться к этому вопросу Бабушкинский суд должен был потому, что его прежнее решение апелляционная инстанция МГС отменила. Основанием стала ошибка, допущенная следователем при заполнении ходатайства о заключении Сергея Лемешевского под стражу. Как рассказывал “Ъ”, на заседании 26 июля этого года адвокат топ-менеджера НПО увидел, что в представленных следствием документах Сергей Лемешевский был назван Сергеем Анатольевичем, тогда как на самом деле он Сергей Антонович. «Кого мы тут арестовываем? Это другой человек»,— сказал тогда защитник. В ответ следователь заявил, что это техническая описка. С ним согласился и председательствующий, отметивший, что в деле имеется копия паспорта подследственного, что исключает ошибку в определении его личности. Однако МГС счел ошибку существенной.
Важно отметить, что, направив дело на новое рассмотрение, МГС установил срок ареста Сергея Лемешевского до 13 августа включительно. Поэтому следствию требовалось заново решить вопрос об аресте не позже этой даты.
Однако заседание едва не сорвалось. Перед его началом секретарь традиционно спросила, все ли стороны представлены, и выяснилось, что адвоката Ивана Тучкова нет. Следователь принялся звонить защитнику по телефону, но, если судить по репликам сотрудника СКР, разговор у них не сложился. «В нарушение требований действующего законодательства меня никто не известил, не уведомил о дате и времени судебного заседания! Следствие и суд игнорируют принципы адвокатуры. Господин Лемешевский содержится в СИЗО без единого законного основания. Единственным основанием для содержания человека под арестом является постановление суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Такое постановление Мосгорсуд отменил, в связи с чем господин Лемешевский должен быть немедленно освобожден» — так оперативно прокомментировал через WhatsApp ситуацию адвокат Тучков в ответ на СМС-запрос “Ъ”. Тем временем следователь стал искать адвоката по назначению, что заняло несколько часов. В какой-то момент адвокат появилась, но, переговорив с женой и дочерью подследственного, участвовать в процессе отказалась и ушла. Когда же наконец определились с защитником, выяснилось, что самого Сергея Лемешевского из СИЗО еще не доставили. Последовала новая серия звонков от следователя. В итоге к восьми вечера все-таки собрали всех.
Само заседание прошло быстро и вполне традиционно. Для начала следователь сообщил суду, что предупреждал адвоката о времени рассмотрения ходатайства 5, 10 августа и дважды непосредственно в день заседания. Он также признал допущенную ошибку с написанием отчества обвиняемого, после чего привел стандартные (они звучали и на предыдущем заседании) доводы в пользу ареста Сергея Лемешевского: оставаясь на свободе, подследственный, по мнению СКР, может скрыться, оказать давление на свидетелей или иным образом помешать ходу расследования.
Напомним, Сергей Лемешевский, руководитель дирекции правового обеспечения НПО имени Лавочкина Екатерина Аверьянова и глава адвокатского бюро «Третьяков и партнеры» Игорь Третьяков обвиняются в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Всех троих СКР обвиняет в хищении средств НПО путем заключения фиктивных договоров на предоставление юридических услуг. По бумагам адвокаты должны были представлять интересы НПО в тяжбах с его основным акционером "Роскосмосом", получая «гонорары успеха» в размере 8% от «выигрыша». На оплату премий из бюджетных средств, выделенных НПО, за два года, по подсчетам следствия, было направлено 332,5 млн руб. При этом, считает СКР, в рассмотрении исков на самом деле участвовали не адвокаты из конторы «Третьяков и партнеры», а юристы НПО или привлеченные специалисты без адвокатского статуса. Госпожа Аверьянова и господин Третьяков находятся под арестом.
Сергей Лемешевский вновь отказался признать вину. Он сообщил суду, что виделся с адвокатом в минувший четверг и тот ничего не говорил ему о предстоящем судебном заседании. Подследственный добавил, что он сам узнал о нем только около четырех часов дня, перед тем как его повезли в суд из СИЗО. Сергей Лемешевский отверг доводы следствия о том, что он намерен мешать расследованию, и добавил, что является депутатом Мособлдумы. Подчеркнув, что ему нужно кормить семью, подследственный попросил избрать ему любую, не связанную с арестом меру пресечения, «вплоть до подписки о невыезде».
Адвокат Дмитрий Ким поддержал своего подзащитного, также заявив, что следствие не предоставило доказательств как вины фигуранта, так и его намерения скрыться.
Впрочем, суд и на этот раз счел доводы следствия обоснованными и вновь отправил Сергея Лемешевского под арест до 19 сентября.