Цена вопроса
Андрей Осинцев — о кризисе туроператоров второго эшелона
Кризис организованного турбизнеса еще в 2014 году стимулировал многих путешественников переходить в сегмент самостоятельных бронирований. Мы действительно получили достаточно большой приток новых клиентов, около 20% в количественном выражении и 15% в денежном. Тенденция усилилась в 2015 году, когда был введен мораторий на продажу туров на два наиболее популярных туроператорских направления — в Турцию и Египет.
Летом 2016 года чартерное авиасообщение между Россией и Турцией возобновилось, туры почти сразу стали пользоваться огромным спросом. Сегмент самостоятельных бронирований, соответственно, почувствовал некоторый отток клиентов. Что естественно: туроператоры традиционно предлагают на это направление более выгодные цены. Но едва ли стоит ждать повторения сценария теперь. У текущего кризиса на организованном рынке есть несколько фундаментальных отличий.
В 2014 году туроператоры были абсолютно не готовы к меняющейся конъюнктуре: на фоне роста валют и растущего спроса на поездки по России многим нужно было спешно переходить на внутренний рынок, где они никогда не были представлены. Стоимость валют постоянно колебалась, курс мог измениться на 3 руб. в день. В этих условиях вести расчеты было непросто: туроператоры получают деньги в рублях, расплачиваясь при этом с контрагентами в евро или долларах.
Как следствие, со сложностями сталкивались крупные игроки. Сейчас речь идет прежде всего о кризисе небольших туроператоров второго эшелона, который, по всей видимости, будет продолжаться.
Из-за роста спроса на этапе раннего бронирования и проведения в России матчей чемпионата мира по футболу продажи в летние месяцы сократились, и туроператоры не получили необходимые оборотные средства, за счет которых могли бы сформировать программы на осень и зиму. Заказать чартерную перевозку они не смогут и будут вынуждены переориентироваться на регулярные рейсы. В этих условиях туроператорский продукт становится неконкурентным: его стоимость оказывается сопоставима с ценой самостоятельного бронирования.
Еще один фактор — усилившееся падение рубля, в условиях которого туристы, очевидно, будут больше интересоваться поездками по России. Небольшие компании редко выходят на внутренний рынок, который традиционно считается менее маржинальным, отдавая предпочтения зарубежным курортным направлениям.
На этом фоне сами туристы будут постепенно переориентироваться на крупных туроператоров с известными именами. Во-первых, известный бренд дает людям дополнительную уверенность. Во-вторых, только у них сейчас будет возможность предложить рынку конкурентный продукт за счет диверсификации бизнеса, наличия аффилированных отелей и перевозчиков.
Кто-то, безусловно, переориентируется на самостоятельные бронирования. Но всегда будут оставаться сегменты, где такой способ менее удобен. Это хорошо видно на примере внутреннего рынка. Например, в Сочи туристы традиционно предпочитают ездить сами, бронируя перевозку и размещение. Между тем Крым продолжает оставаться туроператорским направлением: безналичные расчеты за размещение на полуострове до сих пор затруднены, а возить с собой чемоданы наличных люди уже отвыкли. Забронировать и оплатить тот же продукт через туроператора в условиях ограниченной работы сайтов по аренде жилья для них оказывается более комфортным вариантом.