Сказка о верной красавице
Маргарита Суворова о трилогии "Белль и Себастьян"
Пока российское кино, окрыленное ошеломительным успехом "Последнего богатыря" — отечественного продукта студии Disney Russia, ищет новые пути к сердцам детской и семейной аудитории, молодой дистрибутор кинокомпания "Пионер" заканчивает знакомство наших зрителей с французской трилогией "Белль и Себастьян". 6 сентября на российские экраны выходит фильм "Белль и Себастьян: Друзья навек" — заключительная часть саги о большой дружбе и грандиозных приключениях мальчика-сироты и одичавшей, но вновь прирученной и необычайно смышленой большой белой собаки.
Тут стоит отдать должное задору прокатчика, который не просто посчитал важным для себя принести зрителю эту историю, где нет ни супергероев, ни колдовства, но еще и решил показать трилогию в ускоренном режиме — экстерном. В европейском и мировом прокате полнометражные фильмы "Белль и Себастьян" выходили с шагом в два года: первая часть — в 2013-м, продолжение приключений — в 2015-м, а последняя глава — весной текущего года. Причем в Европе успех трилогии был предопределен. Там никому не пришлось объяснять, кто такие мальчик Себастьян и собака Белль.
Актриса и писательница Сесиль Обри придумала этих персонажей и выпустила книгу, а затем и сериал о них еще в 1960-х (начало приключений героев относится к временам Второй мировой войны). Заглавную роль в этом сериале играл, кстати, сын автора Мехди Эль Глауи, и он же появился в эпизодической роли в первой части новой кинотрилогии. Сериал охотно показывали на европейских телеканалах еще много лет, герои стали культовыми. О широкой известности персонажей говорит, например, название шотландской инди-группы Belle and Sebastian, которая образовалась в Глазго в 1996 году и выступала нынешним летом на фестивале "Пикник "Афиши"".
В российских реалиях полнометражную трилогию вывели на экраны в течение полугода. Так до сих пор никто не делал. Миф создавали буквально с нуля: премьерные показы были устроены в режиме pet-friendly. Приглашали не только зрителей с их собственными собаками, но и заводчиков пиренейских горных собак. Эти гигантские добрые псы не слишком распространены у нас, поскольку требуют слишком большого пространства для жизни, зато на премьерах в кинотеатрах демонстрировали идеальную светскую выучку: позволяли детям и их родителям гладить себя, обнимать и фотографироваться. Среди пиренейцев с российской пропиской оказался даже недальний родственник одной из собак, игравших Белль в фильме.
В итоге бокс-офис "Белль и Себастьяна" продемонстрировал положительную тенденцию: в российском прокате вторая часть собрала заметно больше первой, и остается только пожелать, чтобы заданный ритм сохранился и к третьей части. Тут стоит отметить, что и повествование в каждой следующей части становится более насыщенным. То есть мир этого фильма усложняется и обогащается по мере взросления самого Себастьяна. Если в первой части 9-летний мальчик знакомится с другом-собакой и главная интрига состоит в том, чтобы помочь еврейской семье незамеченными в снегах перебраться через границу оккупированной фашистами Франции в Швейцарию, то к третьей части 14-летний сирота сталкивается с задачами куда более сложными. Белль в последнем фильме обзаводится потомством и в силу сценарных хитросплетений становится сама объектом спасения.
И все-таки самым главным преимуществом этой трилогии можно назвать то, что при отсутствии каких-то выдающихся спецэффектов авторы говорят со своей детской аудиторией как со взрослыми: без лишнего пафоса или лебезящих упрощений. Взрослые, дети и даже собаки всегда готовы видеть и принимать личность друг в друге.