«Рублю предначертано мягкое, "бархатное" снижение курса»
Эксперт в эфире «Ъ FM» — о динамике российской валюты
Хроники пикирующего рубля: российская валюта падает с середины прошлой недели после сообщений о новых санкциях США. В понедельник, 13 августа, на Московской бирже доллар впервые с апреля 2016 года преодолел отметку в 68 руб. Банк России объяснил текущий курс естественной реакцией рынка на новые ограничительные меры. По мнению главы Минфина Антона Силуанова, помимо этого на рубль давит ситуация на развивающихся рынках. Ведущий «Коммерсантъ FM» Юрий Абросимов обсудил перспективы российской валюты с экспертом «Международного финансового центра» Владимиром Рожанковским.
— На ваш взгляд, что будет дальше происходить с российской валютой? Можете ли вы назвать примерный уровень, до которого может упасть курс до конца года?
— В принципе, рубль сейчас структурно слаб, то есть, в общем, идет такое целевое ослабление рубля еще где-то с апреля, даже с марта. В первую очередь, оно связано: а) с введением новых непопулярных налогов и б) с замедлением роста цен на нефть. То есть рублю предначертано такое мягкое, «бархатное» снижение курса.
Мой стандартный прогноз всегда ограничивается циклическими колебаниями рубля внутри года. На них накладываются эпизоды, схожие с нынешним, которые трудно прогнозировать. Но, в целом, паттерн один — летом, в период сезона, во время всех отпускных наших дел, рубль слабеет; в период с февраля по июнь-июль он растет так же, как и в период где-то с сентября по конец ноября. С начала декабря где-то до окончания январских праздников рубль падает. Этому всему есть объяснение: летом рубль падает по причине большого спроса на валюту, связанного с отпускным сезоном, а также с фактором августа, который у нас вновь в этом году, как мы видим, сработал. В зимние месяцы большой спрос на валюту связан с предрождественскими покупками, поскольку большинство товаров в интернете, которые заказывают на пересылку, так или иначе, привязаны к доллару, и онлайн-торговля пока что ведется в долларах. Поэтому, видя, какой объем покупок предлагает тот же самый «монстр» Amazon.com — одна из наиболее высоко капитализированных компаний мирового рынка — можно понять, что спрос локальных валют в этот период тоже падает.
Так что, в том, что касается, например, ноября, то я здесь вижу рубль приблизительно на нынешнем уровне.
Он должен был быть где-то в районе 68, но, по моим представлениям, будет на этой отметке уже где-то в конце сентября.
— Тогда простейший прагматический вопрос — стоит ли сейчас покупать доллары или правильнее ждать?
— Не надо ничего сейчас делать. Я писал фактически с самого первого дня обвала о том, что он выглядит постановочным, так как, во-первых, происходил на невысоких объемах, во-вторых, не было особых причин для такого сильного снижения в рубле.
И затем я обнаружил, что распродажам подверглись не только рубль, но и практически все валюты развивающихся рынков.
Так, если, например, наложить на рубль графики даже, казалось бы, таких лояльных валют, как польский злотый, то мы увидим фактически абсолютно одни и те же колебания — разница будем только в амплитуде. И если мы турецкую лиру на этот график наложим, то, опять же, увидим те же самые колебания только с разной амплитудой.
Всегда, когда я такие процедуры делаю, первое, что мне приходит в голову, это посмотреть, а не происходит ли что-то с долларом? Я посмотрел на индекс доллара, увидел, что он вырос. Был 94,5, стал 96,5, на две единицы, на 2%. Это очень большой рост для доллара. С чем этот рост связан, мне, честно говоря, не вполне понятно. Одна из версий — это то, что фондовый рынок США готовится к коррекции, и в этой связи идет выход в безопасную гавань.
— Тогда я правильно понимаю, что и в отношении, допустим, накоплений, депозитов сейчас тоже не имеет смысла дергаться? Пусть все идет, как идет?
— Рубль слабеет, это предначертанный процесс, и от него никуда не денешься. Либо должна нефть начать слишком хорошо расти, и тогда рубль будет снова укрепляться, либо у нас промпроизводство и ВВП должны показывать более высокий рост, что, на мой взгляд, при нынешних структурных проблемах российской экономики невозможно.
Поэтому в целом рубль продолжает снижение. Но для того чтобы чисто спекулятивными операциями заработать на этом, вам необходимо ждать, я не знаю, год, наверное. Готовы ли люди просто ждать год, за который можно в очень разные приятные инвестиции вложиться и заработать на этом гораздо больший доход, нежели от пассивных валютных операций? Каждый человек, который будет заниматься валютными спекуляциями, должен понимать, что покупать доллар он будет по одному курсу, а продавать его совсем по другому.
— Да, это справедливо. Но обращают на себя внимание еще и политические заявления. В частности, Антон Силуанов ранее назвал доллар «ненадежным инструментом для расчетов» и даже допустил отказ от этой валюты при торговле нефтью. Что значит уход от расчета в долларах для россиян? Можно ли ждать, что долларовые счета, например, закроют?
— В принципе, эти долларовые счета как таковые и не нужны. Я считаю, что они вообще убыточные, потому что по депозитам уже просто давно смешные проценты начисляют. Доллары в российской экономике действительно стало практически некуда вкладывать, поскольку раньше Россия взаимодействовала как минимум с западными банками, и это уже давало возможность для простора действий, и с совместными предприятиями в той же, например, энергетической, нефтяной отрасли, что позволяло проводить постоянные конверсионные операции. Сейчас эти доллары, на мой взгляд, просто стали каким-то рудиментом нашей экономики, поэтому-то банки и начисляют такой низкий процент.
Поэтому доллар, в общем-то, вытеснен из российской экономики, смею вас заверить.
Но, по классике, остаются два других функционала денег. Напомню, что это средство платежа, средство накопления и третье, кажется, «мировые деньги». Вот то, что касается третьего пункта, сейчас Китай тоже, в свою очередь, определенные усилия для этого прикладывает в меру своих возможностей. Но явно, что здесь есть понимание опасности, которая присутствует, — что, действительно, для того, чтобы сохранять в экономике за долларом статус основного средства международных платежей, нужно быть уверенным, что вы никогда не поссоритесь с Белым домом, что вы будете лояльны, или что на вас не захотят какие-то там санкции наложить, или тарифы экспортные-импортные повысить, или что-то еще, слишком много «если». Вот эти «если», конечно, все больше и больше начинают раздражать, наверное, я так думаю, многих.
— Если падение рубля продолжится и будет происходить достаточно долго, какой план правительства возможен при таких обстоятельствах?
— У меня есть сомнения на этот счет. Пока все те вещи, которые происходят, в общем-то, в основном носят характер экспроприативного действия, короткого значения. То есть я не вижу здесь желания вложить во что-то, что потом даст плоды. Здесь в большей мере у нас сейчас присутствует некий панический момент — где бы еще найти деньги, чтобы текущие дыры заткнуть. Понятно, что такое развитие событий не располагает к укреплению рубля. Когда сменится парадигма, тогда и будем говорить об укреплении.