«Ленэнерго» стало меньше зарабатывать
на подключении к сетям
ПАО «Ленэнерго» ухудшило показатели по самому высокомаржинальному виду деятельности — технологическому присоединению. Несмотря на рост заявок на подключение к сетям в Петербурге и Ленобласти, за семь месяцев этого года «Ленэнерго» исполнило почти на 20% меньше договоров техприсоединения, чем за аналогичный период 2017 года. Выручка от этой деятельности сократилась на 40%. В «Ленэнерго» падение выручки в этом году объясняют тем, что в прошлом году завершалась программа исполнения накопленных обязательств, благодаря чему количество подключений было больше, чем обычно.
По данным отчетности "Ленэнерго" по РСБУ за шесть месяцев 2018 года, выручка компании от техприсоединения составила 2 млрд рублей, что на 40% меньше относительно первой половины 2017 года. В июле тренд на снижение только укрепился. За этот месяц "Ленэнерго" оказало услуги по техприсоединению в Петербурге и Ленобласти на 101,6 млн рублей, хотя год назад месячный оборот компании достигал 290,7 млн. В целом за семь месяцев этого года "Ленэнерго" исполнило 14 тыс. договоров техприсоединения, что на 18% ниже результата за аналогичный период прошлого года.
Несмотря на то, что "Ленэнерго" стало подключать меньше потребителей к сетям, количество заявок на техприсоединение в Петербурге и Ленобласти выросло. Так, за семь месяцев 2018 года "Ленэнерго" получило почти 21,2 тыс. заявок, а за аналогичный период прошлого года — 20,77 тыс. штук. Объем полученных заявок на треть выше, чем количество исполненных договоров. В пресс-службе "Ленэнерго" утверждают, что средний срок техприсоединения составляет 180 дней.
В "Ленэнерго" заявили, что выручка по техприсоединению в первом полугодии 2018 года превышает плановые значения на 91 млн рублей. Ее падение на 40% по сравнению с прошлым показателей "Ленэнерго" списывает на существенный прирост выручки в первой половине 2017 года.
"Он был обусловлен проведенной "Ленэнерго" системной работой с заявителями, нарушившими со своей стороны сроки выполнения условий договора, что не позволяло "Ленэнерго" своевременно завершать процедуру техприсоединения. Кроме того, в первом полугодии 2017 года завершалось выполнение обязательств перед заявителями по программе исполнения накопленных обязательств, созданных до первого января 2015 года, за счет средств господдержки",— комментируют в пресс-службе петербургской компании.
Другим фактором, который привел к снижению у ПАО "Ленэнерго" выручки в первом полугодии 2018 года, в компании называют вступившие в силу 1 октября 2017 года изменения положений федерального закона "Об электроэнергетике". Согласно этим изменениям, податели заявок на присоединение энергопринимающих установок уже до 150 кВт попадают в льготную категорию и не платят за инвестиционную составляющую процедуры техприсоединения.
"Плата за техприсоединение новых потребителей составляет меньшую часть выручки электросетевой компании, но является высокомаржинальным направлением благодаря тому, что установленные тарифы намного превышают операционные затраты по этому виду деятельности, в отличие от услуг по передаче электроэнергии",— говорит аналитик "Финам" Алексей Калачев.
"Для "Ленэнерго" услуги по техприсоединению являются самыми рентабельными: за 2017 год выручка от техприсоединения составила 13,4 млрд рублей, а прибыль — 9,9 млрд рублей, то есть рентабельность на уровне 73,9%. Похожая ситуация наблюдается и у других МРСК, активно занимающихся техприсоединением к сетям",— согласен замначальника аналитического отдела ЗАО "Инвестиционная компания ЛМС" Дмитрий Марков.
В пресс-службе ПАО "Россети" (контролирует "Ленэнерго") на вопрос корреспондента "Ъ", планирует ли госкорпорация принимать антикризисные меры в дочерней компании в связи с существенным падением выручки "Ленэнерго" от техприсоединения, ответили: "В настоящий момент исполнение договоров ведется в плановом режиме, накопления обязательств по вине сетевой компании, способных оказать негативное влияние на ее финансово-экономическое положение, не допускается".