Им Лондон по колено
Майкл Кейн в фильме «My Generation»
В летнем кинотеатре «Пионер» в парке Горького прошел премьерный показ документального фильма о Лондоне 1960-х «My Generation» Дэвида Бэтти, основой которого стали воспоминания актера Майкла Кейна. 16 августа фильм выходит в российский прокат. Рассказывает Борис Барабанов.
«My Generation» Дэвида Бэтти далеко не первый фильм о «свингующем Лондоне». Есть непревзойденное «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони. Есть множество документалок с главными героями эпохи в центре повествования. Но ленты со столь яркой фигурой главного рассказчика еще не было.
Майкл Кейн — великий актер и при этом участник описываемых событий. Он имеет право судить о них несколько свысока, как старший товарищ центральных персонажей. Майклу Кейну сейчас 85 лет, а, например, Мику Джаггеру всего-то 75. И Майкл Кейн — единственный из рассказчиков, показывающийся в кадре. Диалоги Кейна с рок-звездами Полом Маккартни, Марианной Фейтфулл, Миком Джаггером, Роджером Долтри, а также с фотографом Дэвидом Бейли (прототипом героя «Фотоувеличения»), создательницей мини-юбки Мэри Куант и супермоделью Твигги звучат за кадром. За кадром имеется и голос Джона Леннона. Авторы использовали важные фразы из его интервью.
Майкл Кейн блистает на крупных планах, излучая фирменный британский лоск. Но он не просто выступает в роли говорящей головы. Кадры с его участием зарифмованы с кадрами из его фильмов 1960–1970-х, а также с фрагментами телешоу, где он уже тогда, 45–50 лет назад, выступал в роли вальяжного комментатора происходящих в молодежной среде событий. Кейн в фильме — воплощение переломного момента в британской истории, когда он, сын грузчика и уборщицы, говорящий с характерным кокни-акцентом, вдруг стал получать роли аристократов, офицеров и денди. Примерно в этот же период выходцы из рабочих семей стали создавать рок-группы, делать головокружительные карьеры в шоу-бизнесе и диктовать моду соотечественникам, а впоследствии и миру. «My Generation» в большой степени фильм о ребрендинге целой страны силами молодых людей из низших слоев.
В фильме много узнаваемой музыки, она сама по себе согревает и вызывает приятные воспоминания. Звучат хиты The Beatles, The Rolling Stones, The Who, The Kinks. Авторы перебирают все принципиально важные знаки эпохи, рассказывают о моде и моделях, о глянцевых фотографах и пиратском радио, о всеобщем увлечении наркотиками и об антивоенном движении.
Но, пожалуй, самое важное в фильме «My Generation» — это поиск ответа на вопрос, что стало импульсом для субкультурной революции второй половины 1960-х. Новая музыка, новая мода и новый секс — результат коренных изменений в британском обществе. Майкл Кейн уверен в том, что принципиальную для своей карьеры роль офицера в фильме «Зулусы» (1964) он получил лишь потому, что режиссер был американец. Англичанин не подпустил бы к съемочной площадке актера с пролетарским произношением. Однако времена вскоре изменились.
По словам Твигги (настоящее имя — Лесли Хорнби), основная заслуга The Beatles состояла в том, что они «сломали классовый барьер». «Революцию моего поколения предопределил приход лейбористов к власти в 1945 году,— объясняет Кейну и зрителям певица и в прошлом герлфренд Мика Джаггера Марианна Фейтфулл.— Реформы в системе здравоохранения, изменения пищевого рациона в масштабах страны. Хорошее и при этом бесплатное образование для всех — вот что заложило основу 1960-х». «Я получил роскошное образование бесплатно»,— подтверждает Пол Маккартни. «Появилась возможность прославиться без образования в престижном колледже»,— доносится голос Джона Леннона.
«My Generation» — история о том, как реформы в интересах рядовых граждан неизбежно приводят к молодежным бунтам и пересмотру не только социальных основ, но и международной политики государства. Приходится задумываться не только о медицине и образовании, но и о том, в тех ли войнах мы участвуем. Однако революция сменяется стагнацией. Бунтари попадают за решетку, эмигрируют и попросту становятся частью истеблишмента. Как стал ею сам Майкл Кейн, которого уже в конце 1970-х стали упрекать в том, что он снимается в чем попало, лишь бы платили.