Врио бывшего губернатора
Как выстраивает управление Псковской областью преемник Андрея Турчака
“Ъ” продолжает серию репортажей из регионов, где 9 сентября пройдут губернаторские выборы. Псковскую область ее бывший губернатор Андрей Турчак, уходя на повышение, оставил в политически нестабильном состоянии. Однако, несмотря на наличие сильной оппозиции и разнонаправленных интересов элитных групп, реальных конкурентов на выборах у врио губернатора Михаила Ведерникова не будет. За тем, как выходец из администрации президента (АП) на посту главы региона продолжает начинания своего предшественника, наблюдала корреспондент “Ъ” Мария Карпенко.
Четверо конкурентов Михаила Ведерникова по очереди выступают на заседании дискуссионного клуба, который для них организовал штаб самого врио губернатора. «Я не собираюсь заниматься популизмом и говорить, что одержу победу на выборах. Победой для меня будет уверенное второе место»,— объявляет кандидат от ЛДПР, депутат областного заксобрания Антон Минаков. «Мы рассчитываем добиться второго тура»,— говорит лидер региональной КПРФ, выдвинувшей конкурировать с властью человека, встроенного в систему власти,— областного бизнес-омбудсмена Аркадия Мурылева. «Для нашей партии это в принципе первые выборы, и сразу губернаторские»,— смущенно говорит кандидат от Партии пенсионеров Сергей Кулаков, смущаясь еще сильнее, когда его просят рассказать о недостатках Михаила Ведерникова. Кандидат от Партии роста Игорь Романов вместо ответа на вопрос о перспективах своего участия в выборах долго рассуждает о борьбе с борщевиком.
Примерно такой же силы конкуренты боролись в 2014 году с экс-главой Псковской области Андреем Турчаком. Тогда тоже подписи муниципальных депутатов сумел собрать кандидат от непарламентского «Правого дела», а лидер псковского «Яблока» Лев Шлосберг, будучи депутатом заксобрания, фильтр не прошел.
«Кое-что в политике понимаю»
У нового главы региона с его предшественником Андреем Турчаком много общего: им чуть больше сорока, оба выходцы из «Молодой гвардии», оба до назначения на должность губернатора не принадлежали к местным элитам. Но если для господина Турчака, ставшего губернатором в 33 года, руководство Псковской областью послужило началом карьеры, то Михаил Ведерников пришел на эту должность, уже имея большой политический опыт, полученный во время работы в АП и полпредствах. В отличие от многих губернаторов-«технократов», господин Ведерников с первых же дней после назначения продемонстрировал желание и умение заниматься политикой. Фоновую кампанию он начал еще в марте: тогда в Пскове появились баннеры с перефразированным слоганом президентской кампании «Сильный регион — сильная Россия», а сейчас агитация проходит под слоганом «Сильный губернатор — сильная область». С конкурентами врио губернатора в ходе кампании не пересекается, появляясь на публике в другом окружении: за последние две недели он успел привезти в регион артиста Гошу Куценко и чемпиона мира по смешанным единоборствам Федора Емельяненко.
Его кампанию в области ведут те же политтехнологи, что занимались президентскими выборами: Александр Серавин и Игорь Сопов, работавшие с Михаилом Ведерниковым еще на Северном Кавказе. Кроме них, господин Ведерников почти никого не привез с собой в регион. Вице-губернатором по внутренней политике он назначил не своего человека, а местного чиновника Николая Цветкова, руководившего при Андрее Турчаке облизбиркомом. «Уходя из полпредства СКФО на должность куратора Калининградской области, я постарался принять участие в трудоустройстве людей, которые работали в моей команде, и выдергивать их после назначения на Псковскую область было бы неуместно. Я посчитал, что Николай Цветков вполне профессионален для должности внутриполитического вице-губернатора. А если необходимо, я могу корректировать его работу: я тоже в этом кое-что понимаю»,— объясняет Михаил Ведерников. Каждую неделю он проводит с подчиненными совещания по политическому планированию. «Внутренняя политика в регионе должна быть выстроена таким образом, чтобы губернатор тратил на это минимум времени. Но пока еще не все до конца отстроено в этой сфере»,— говорит господин Ведерников “Ъ”, не уточняя, какие именно политические задачи хочет решить.
Какие политтехнологи помогут главам регионов избавиться от приставок врио
Без резких движений
Как в большинстве регионов, где экс-руководитель получил не «почетную пенсию», а повышение, Михаил Ведерников реализует по отношению к Андрею Турчаку модель преемничества, говорит политтехнолог Евгений Минченко. Резких кадровых перестановок врио главы пока не совершает, откладывая их на послевыборный период — когда появятся «легитимные полномочия». Задел для безболезненной ротации кадров для него создал сам Андрей Турчак, обеспечив карьерный рост на федеральном уровне ближайшим соратникам. Бывший вице-губернатор по внутренней политике Максим Жаворонков и экс-заместитель главы аппарата администрации региона Роман Романов уехали с господином Турчаком в Москву, получив должности в «Единой России». На протяжении трех месяцев после назначения Михаила Ведерникова его первым заместителем, курирующим экономику, оставался член команды Андрея Турчака Сергей Перников, выходец из холдинга «Ленинец», однако в январе и он покинул регион, получив пост начальника управления международных проектов в ОАО РЖД.
Врио главы уже перераспределяет финансовые потоки в регионе, отстраняя от контроля за ними близких к экс-губернатору предпринимателей. Прежде крупные господрядчики, близкие к Андрею Турчаку бизнесмены Рейн и Георгий Кухи лишились госконтрактов в области строительства и ремонта дорог и контроля за рынком мусоропереработки, проиграв конкурс по определению регионального оператора по обращению с отходами «дочке» крупного федерального игрока «УК Мехуборка».
Однако ни о какой публичной ревизии наследия предыдущего губернатора речь не идет: Михаил Ведерников не допускает ни тени критики в адрес Андрея Турчака. Говоря о проблемах области, он игнорирует предположения о том, что их причиной могли послужить ошибки в управлении: «Не имею права высказывать оценочные суждения в отношении предшественника. Это прерогатива президента, а он свою оценку дал, удостоив Андрея Турчака государственной награды по итогам его работы в области». «У нас не очень много регионов, представитель которых в Совете федерации является вице-спикером и главой генсовета "Единой России". Ведерников понимает, что статус Турчака для него является дополнительным ресурсом для развития области, поэтому важно выстраивать с предшественником рабочие отношения»,— говорит глава ФоРГО Константин Костин.
Между тем господин Ведерников получил действительно депрессивный, закредитованный регион с нестабильной внутренней политикой. За годы губернаторства Андрея Турчака в области значительно усилилось «Яблоко», которое не только получило депутатское представительство на муниципальном и региональном уровнях, но и провело двух своих кандидатов на пост глав районов. В оппозиции областным властям на протяжении прошлых лет находились и некоторые бизнес-группы.
Какой Псковская область досталась Михаилу Ведерникову
Конкуренция за лояльность
«Я с каждым днем убеждаюсь, что поступил правильно, поддержав Михаила Ведерникова»,— выступает на заседании дискуссионного клуба лидер областной «Справедливой России» Олег Брячак. Ему напоминают, что его выступление расходится с темой обсуждения, но он намерен договорить: «Давайте посмотрим последние факты. Ведерников 500 млн руб. на фасады выбил? Выбил. На подсветку несколько десятков миллионов выбил, на ремонт крыш — тоже выбил. Вот поэтому я и не стал выдвигаться».
Еще два года назад Олег Брячак ставил под окнами кабинета главы Псковской области баннеры «Турчака в отставку». Теперь историю противостояния с прежним губернатором господин Брячак использует, чтобы подчеркнуть искренность поддержки губернатора нового. Конфликт Олега Брячака с Андреем Турчаком носил в том числе коммерческий характер: к моменту смены областной власти лидер справороссов, в прошлом успешный предприниматель, потерял бизнес и стал фигурантом четырех уголовных дел. Сейчас благосостояние Олега Брячака зависит от городских и областных властей: ему необходимо разрешение на застройку принадлежащего ему участка. На протяжении нескольких месяцев после назначения Михаила Ведерникова Олег Брячак демонстрировал готовность выступить в качестве единого кандидата в губернаторы от «Справедливой России» и КПРФ, но от участия в выборах отказался. Он заверил “Ъ”, что счел такую стратегию более рациональной, и в обмен на поддержку ничего у врио губернатора не просил. «Решение поддержать меня Олег Брячак принял самостоятельно, переговоров об этом мы с ним не вели»,— утверждает Михаил Ведерников.
С господином Брячаком в демонстрации лояльности новому руководителю региона соревнуется глава Пскова единоросс Иван Цецерский. Летом прошлого года, во время выборов в думу Пскова, господа Цецерский и Брячак вступили в жесткое противостояние за пост главы города (его выбирают из своих рядов депутаты). Олег Брячак тогда возглавил коалицию «Справедливой России» и КПРФ, ее финансировал крупный областной предприниматель Михаил Гавунас, бывший вице-спикер заксобрания, который в 2012 году попал под следствие по подозрению в мошенничестве и из спонсора власти превратился в спонсора оппозиции. Скандальная кампания вышла из-под контроля областных властей настолько, что «Единой России» пришлось жаловаться на конкурентов в правоохранительные органы. Но «коалиция Гавунаса» получила в думе меньше трети мандатов и проиграла борьбу за контроль над областной столицей.
Михаил Ведерников был назначен врио главы в тот момент, когда депутаты Пскова готовились выбрать сити-менеджера (распоряжается городским бюджетом). Ни один из кандидатов врио не устроил, поэтому все они сняли свои кандидатуры, а конкурс пришлось отменить. «Так же было в 2009 году. Новый губернатор Андрей Турчак сказал: отмените конкурс, дайте мне разобраться. Любому руководителю региона небезразлично, кто будет работать главой администрации столичного города»,— говорит Иван Цецерский. Как и господину Турчаку в свое время, Михаилу Ведерникову удалось провести на пост сити-менеджера своего человека — экс-депутата областного заксобрания Александра Братчикова (начинал карьеру в Ленобласти, на родине врио губернатора). Но не без эксцессов: депутата-единоросса Валерия Лесникова господин Братчиков победил с отрывом всего в три голоса. Поскольку голосование было тайным, неизвестно, кто совершил демарш: и Иван Цецерский, и Олег Брячак (в его коалицию помимо справороссов вошли коммунисты и самовыдвиженец) утверждают, что их сторонники проголосовали за господина Братчикова, конкурируя за статус политической силы, обеспечившей поддержку Михаилу Ведерникову. «Я голосовал за Братчикова не потому, что считал его великим мастером муниципальной деятельности. Я поддерживал губернаторскую позицию, ничего больше»,— подчеркивает Иван Цецерский.
Однако всеобщая поддержка Михаила Ведерникова со стороны элит дает сбои. Еще в мае лидер региональной «Родины» и директор ассоциации лесопромышленников «Псковский лес» Константин Вилков публично обещал поддержать Михаила Ведерникова. Однако в июле он был снят с выборов на пост главы богатого лесом Опочецкого района. «Теперь у меня сформировалось мнение, что действия Ведерникова не приносят пользы региону. 42 предприятия области готовы были оказать врио губернатора помощь. Но он за ней не обратился — зачем, если есть Куценко и Емельяненко»,— иронизирует в беседе с “Ъ” господин Вилков, который теперь демонстративно поддерживает на выборах кандидата от КПРФ Аркадия Мурылева.
Как федеральные политики поддерживают идущих на выборы в регионах
«Наступило полное политическое тождество»
После смены главы региона лидер псковского «Яблока» Лев Шлосберг остался жестким оппонентом областных властей: команду Андрея Турчака он называл «бандитами», команду Михаила Ведерникова обвиняет в «северокавказских методах». «С самого начала было понятно, что Михаилу Ведерникову не нужны конкурентные выборы. Вопрос стоял в цене усилий, которые он готов приложить для их зачистки. Стало ясно, что это любая цена — как и для Андрея Турчака. В ситуации с выборами губернатора они полностью сравнялись, наступило полное политическое тождество»,— сказал “Ъ” Лев Шлосберг.
Псковское отделение «Яблока» — одно из самых сильных в партии. Причиной этому Евгений Минченко называет «фактор Льва Шлосберга — активного политика, который занимал длительное время принципиальную позицию, на фоне очень слабых парламентских партий в регионе». Однако сам Лев Шлосберг в губернаторы не выдвинулся, а кандидатом стал избравшийся год назад от «Яблока» главой Плюсского района Виталий Аршинов. Зампред «Яблока» Николай Рыбаков сказал “Ъ”, что федеральный исполком согласовал две кандидатуры: и Льва Шлосберга, и Виталия Аршинова. «Я считаю, что кандидатура Шлосберга в нынешних российских реалиях была бы более сильной. Но мы дали право выбора региональному отделению, которое лучше разбирается в специфике области»,— говорит он. Лев Шлосберг считает решение отделения правильным: образу молодого «варяга»-назначенца, «кабинетного» политика «Яблоко» хотело противопоставить образ опытного хозяйственника, всю жизнь проработавшего «на земле». Однако за два дня до окончания сбора подписей Виталий Аршинов встретился наедине с Михаилом Ведерниковым, а выйдя из его кабинета, снял свою кандидатуру с выборов. Глава района констатировал, что не собрал нужного количества подписей муниципальных депутатов, и сообщил, что «нашел взаимопонимание» по пунктам своей программы с врио губернатора.
Лев Шлосберг уверен, что «взаимопонимание» стало результатом угроз: «Аршинову предложили сделать выбор: уничтожение района и его самого — или снятие кандидатуры». В понедельник псковское «Яблоко» обратилось в АП с требованием отозвать Михаила Ведерникова с должности в связи с утратой доверия. В заявлении говорится, что врио губернатора и его соратники ведут кампанию «криминальными методами», распространяя фальшивую агитацию против «Яблока» и оказывая давление на конкурентов «Единой России». Кроме того, в «Яблоке» утверждают, что муниципальный фильтр был «забетонирован»: за врио губернатора и его конкурентов от непарламентских партий собрали больше подписей, чем было нужно для регистрации, причем сделали это в день старта подписной кампании. По словам представителя «Яблока» в облизбиркоме Елены Маятниковой, кандидат в губернаторы от Партии роста собрал за один день 114 из 116 подписей, а у кандидата от Партии пенсионеров одним днем датировано 68 подписей (ни одна из этих партий не имеет депутатов в муниципальных советах).
«Возможно, за меня и собрали больше подписей, чем было необходимо для регистрации, но законом это не запрещено. "Яблоку" нужно было активнее работать с муниципальными депутатами, они объективно не прошли фильтр»,— утверждает Михаил Ведерников. «Все течет, все меняется: как люди относились к "Яблоку" раньше и как относятся сейчас — это не одно и то же. Согласно последней социологии, позиции этой партии я не стал бы переоценивать»,— отвечает врио губернатора на вопрос о том, почему кандидаты от непарламентских партий сумели получить поддержку муниципальных депутатов, а дважды выигравшее выборы глав районов «Яблоко» — нет. «Никакого давления, никаких ультиматумов не было. Я был абсолютно готов, что Аршинов пройдет муниципальный фильтр и примет участие в выборах, и, наверное, это было бы неплохо для кампании. Но Аршинов сам принял такое решение»,— говорит Михаил Ведерников.
Как голосовала Псковская область
«Вместе делаем Псковскую область лучше»
Предвыборную программу Виталий Аршинов написал от руки на обычном листе бумаги, ее главная идея — перераспределение бюджетных средств в пользу муниципалитетов. «Я в областной номенклатуре с двадцати пяти лет, для меня нынешний врио, он — одиннадцатый,— объясняет он.— Я уже пенсионер. Мне просто захотелось повлиять как-то на процессы. Губернаторство не самоцель, главное — реализовать свою программу, озвучить по крайней мере». Возле кабинета господина Аршинова — плакат, напоминающий, что президент России — Владимир Путин, а руководитель Псковской области — Михаил Ведерников (местное «Яблоко» жаловалось на появление аналогичных плакатов в день президентских выборов на избирательных участках). «Власть опасалась не "Яблока". Я элемент их системы, их структуры, я глава района, который выступил самостоятельно,— вот в чем главная причина их отрицательной реакции»,— полагает Виталий Аршинов.
И господин Аршинов, и избранный от «Яблока» глава Гдовского района Юрий Павлов после смены губернатора вынуждены выстраивать отношения с новыми областными властями. «На сегодняшний день я бы не стал безапелляционно заявлять, что "Яблоко" в двух районах области имеет власть. Оба главы сейчас ведут в большей степени самостоятельную политику: они ориентируются не на партию, а на решение проблем своих районов, а мы в этом им помогаем, стараемся делать все, чтобы они чувствовали поддержку областного центра»,— говорит Михаил Ведерников.
При этом власти сделали все для того, чтобы в области не появилось новых «яблочных» районов. Всех кандидатов «Яблока» на пост глав муниципалитетов (муниципальная кампания идет параллельно губернаторской) снял с гонки суд по требованию Партии роста. Искоренить идею о сильных позициях псковского «Яблока» старается принадлежащая администрации области пресса: газета «Псковская правда», например, называет Льва Шлосберга «политическим карликом, самостоятельно разрушившим миф о псковском яблочном феномене».
«У нас искусственно создана ситуация: глава района всегда всем должен. Решить проблемы, на которые нет денег в районном бюджете, можно только одним способом — ходи, выпрашивай и клянчи,— объясняет Виталий Аршинов.— В районе недавно затопило детсад, в бюджете на ремонт денег не предусмотрено. Врио губернатора приехал, пообещал деньги из резервного фонда. Не снял бы я свою кандидатуру — мог бы пообещать, но не дать». В разговоре он избегает острых углов: «Опыт чиновника меня научил: не надо кидаться цепным псом на власть. Надо нормально выстраивать отношения». «Вместе делаем Псковскую область лучше!» — подтверждает его слова вывешенный напротив здания плюсской администрации баннер врио губернатора.