«Он сам говорит, что постарел»
Правозащитница Зоя Светова навестила голодающего в колонии Олега Сенцова
Сегодня украинского режиссера Олега Сенцова, голодающего 94-й день в ИК «Белый медведь» (ЯНАО), посетила правозащитник и журналист Зоя Светова. Сенцов, приговоренный в 2014 году к двадцати годам лишения свободы за подготовку теракта в Крыму, своей голодовкой требует освобождения всех украинских политзаключенных в России. В интервью “Ъ” госпожа Светова рассказала, что осужденный очень похудел, понимает последствия своего решения, но остается тверд в намерениях.
— Зоя Феликсовна, вы говорили с Олегом Сенцовым как журналист или как правозащитник?
— Я общалась с ним как правозащитник. Интервью он мне не давал.
— Как ФСИН допустила вас к Олегу Сенцову?
— Совет при президенте РФ по правам человека попросил ФСИН пустить меня к Олегу Сенцову, и ФСИН меня пустила. Я полагаю, что из-за того, что я была членом ОНК восемь лет и часто посещала Олега Сенцова, когда он находился в Лефортовской тюрьме в Москве.
— Как он выглядит?
— Олег очень сильно похудел. На мой взгляд, почти вполовину. Хотя он сам говорит, что похудел на 17 кг, а врач — что на 11. Но на самом деле, вес — это не важно. Он достаточно измучен, устал от голодовки. Но он очень бодр морально, тверд в своих намерениях и голодовку не собирается прекращать.
— Несколько дней назад в соцсетях была распространена фотография Олега. Он такой, как на этом снимке?
— Дело в том, что этот снимок очень статичный. На нем он выглядит ужасно, очень несчастный, с такими глазами, как узник Освенцима. Но когда Олег улыбается и говорит, то нет ощущения такого ужаса. Он просто выглядит очень похудевшим. Он сам говорит, что постарел. А мне показалось, что это такой подросток Олег Сенцов, но очень живой и очень твердый в своих намерениях.
— Он понимает, что вред его здоровью будет очень серьезный, что голодовка может закончиться гибелью?
— Да, он знает обо всех последствиях голодовки.
— Врачи продолжают ему давать поддерживающие препараты?
— Да, и его адвокат говорит то же самое, что ему каждое утро ставят капельницу. Кроме того, он принимает поддерживающую питательную смесь. Сколько ложек, мне не сказали, но он ее принимает, иначе он бы не смог выжить.
— В какой палате он находится? За ним ведется наблюдение?
— Палата хорошая, без решеток на окнах. В четырехместной палате он находится один. Там есть постоянное видеонаблюдение. За его состоянием смотрят.
— Что он говорит?
— Он очень благодарен всем, кто его поддерживает. Когда я его спросила, что сделать, он ответил — делай что должно. И сам он делает то, что считает должным. Он просит продолжать его поддерживать. Он желает, чтобы как можно быстрее произошло освобождение всех украинских политзаключенных. Но я думаю, что речь идет о том – я, правда, его не спросила, но для меня это очевидно, что речь идет об обмене россиян, которые содержатся в Украине, на украинцев, которые содержатся в России. Это, по сути, то, что собирался осуществить президент Владимир Путин, когда два года назад говорил на пресс-конференции о необходимости обмена по формуле «всех на всех» (тогда речь шла о пленных на территории Донбасса.— “Ъ”). И Олег Сенцов, по сути, напомнил, своей голодовкой об этом обещании президенту. Если процесс обмена будет запущен, то, таким образом, будет сохранена жизнь Олегу Сенцову.
Как проходил суд над Олегом Сенцовым
Северо-Кавказский окружной военный суд (СКОВС) в Ростове-на-Дону 25 августа 2015 года приговорил украинского режиссера Олега Сенцова и симферопольца Александра Кольченко к 20 и 10 годам колонии строгого режима соответственно, признав их виновными в совершении преступлений террористической направленности в Крыму. Адвокаты осужденных намерены, пройдя апелляционные инстанции в России, направить жалобу в Европейский суд по правам человека.