Семеро картель не ждут
Группа компаний оспаривает обвинение в сговоре на 6 млрд рублей
Группа из семи новосибирских поставщиков медизделий, обвиненная в картельном сговоре на 6 млрд руб., оспорила выводы регионального УФАС в арбитражном суде. Директор этих компаний Евгений Первушин уверяет, что его фирмы всегда были группой компаний, а не конкурентами. Он надеется создать судебный прецедент для других подобных дел. Юристы отмечают, что уголовные дела, заведенные в отношении участников картелей, редко заканчиваются реальными приговорами из-за сложности доказательства сговора.
В арбитражный суд Новосибирской области с заявлением на решение УФАС региона пожаловалась группа из семи новосибирских компаний: ООО «Фаворит», ООО «Медицинские системы», ООО «Фарминтер», ООО «Новомед», ООО «Клатона», ООО «Инфомед», ООО «Легион Новосибирск». Компании требуют признать недействительными выводы антимонопольного органа, признавшего их действия на торгах по госзакупкам медизделий и оборудования картельным сговором.
С заявлением о необходимости проверки торгов с участием этих компаний в ФАС в начале года обратился Фонд по борьбе с коррупцией оппозиционера Алексея Навального. Он заподозрил новосибирские компании в антиконкурентном соглашении. УФАС по Новосибирской области в июле завершило расследование по этому обращению и признало «Фаворит», «Клатону», «Новомед», «Легион Новосибирск», «Инфомед» и группу лиц в составе «Медицинские системы» и «Фарминтер» нарушившими антимонопольное законодательство. УФАС отмечает, что они выступали на торгах как самостоятельные участники, формально не входившие в группу, при этом «действовали в интересах друг друга, поддерживая цену на торгах». «Цена на таких торгах снижалась на 1–2%, при этом на аукционах с другими компаниями, не входящими в сговор, цена на торгах падала на 13–35%, а участники сговора прекращали подачу своих предложений»,— сообщает ведомство.
С февраля 2015 по январь 2018 года компании приняли участие в 191 аукционе на поставку медоборудования и медизделий, по итогам которых ими заключено 187 госконтрактов, а их доход в результате победы на аукционах превысил 6 млрд руб. Материалы расследования УФАС направило в ГУ МВД России по Новосибирской области для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам нарушения ст. 178 УК РФ (ограничение конкуренции). Оно пока не возбуждено.
«Мы будем оспаривать выводы УФАС о наличии картельного сговора. Мы не конкуренты, а группа компаний и всегда ею были, управлялись одним лицом, предоставляли гарантии друг за друга»,— сообщил „Ъ“ директор всех компаний Евгений Первушин. По данным «СПАРК-Интерфакс», господин Первушин возглавил компании в период с апреля по июнь 2018 года, до этого времени во всех были разные руководители. Также в компаниях изменился состав собственников, с июля 2018 года основные владельцы группы — Евгений Первушин и Александр Сорокин.
По словам господина Первушина, все изменения они провели «в рамках закона для того, чтобы в дальнейшем не было претензий». Он пояснил „Ъ“, что компании обратились в суд, чтобы создать практику рассмотрения таких исков. «Хотим, чтобы хоть кто-то нас услышал, чтобы все, кто подпадает под такие санкции, могли в дальнейшем опираться на наш опыт»,— заявил господин Первушин. В УФАС Новосибирской области „Ъ“ сообщили, что оспорить решение антимонопольного органа — это право компании: «У нас практика по таким спорам положительная — мы выигрываем».
По оценкам юристов, в последние годы у ФАС сложилась однозначная практика по привлечению к ответственности за картельные сговоры на торгах — в подавляющем большинстве случаев компании привлекались к ответственности, оспорить решение антимонопольного органа в судах им не удавалось. В то же время, по оценкам экспертов, в России судебная практика по ст. 178 УК РФ практически отсутствует. «Статья является несовершенной и содержит расплывчатые признаки уголовно наказуемого деяния и оценки понятия „сговор“. Приговоров по таким делам немного»,— говорит руководитель юридического департамента Национальной юридической службы «Амулекс» Надежда Макарова. Приговор по этой статье может предусматривать принудительные работы до пяти лет с лишением права занимать определенные должности до трех лет или лишение свободы до шести лет со штрафом до 1 млн руб.