Область не для «Роспечати»
Сеть выставила на продажу сотню убыточных киосков
АО «Роспечать» выставило на продажу около сотни газетных киосков, расположенных в Челябинске и других городах области, из-за низкой рентабельности бизнеса. Столько же сотрудников одного из крупнейших дистрибьюторов прессы в ближайшее время лишатся работы. Как отмечают в самой компании, крупнейшая розничная сеть, распространяющая печатную продукцию и товары повседневного спроса, терпит убытки из-за ужесточения налоговой политики и давления на бизнес местных органов власти. По мнению экспертов, проблема также кроется в особенностях рынка, в условиях которого формат бизнеса «Роспечати» постепенно изживает себя и не поддается реструктуризации.
Челябинское акционерное общество «Роспечать» (по данным «СПАРК-Интерфакс», принадлежит дочерней структуре московского АО «Аргументы и факты») распродает убыточные киоски. На продажу выставлено 20 уже закрытых объектов в областном центре и его пригороде. Еще 80 киосков в других южноуральских городах и районах планируется закрыть и затем продать. Стоимость одного объекта составляет от 20 до 100 тыс. руб.
Как отметил директор компании Константин Федоринин, решение о сокращении объектов розничной сети принято по итогам оценки рентабельности киосков, проведенной в апреле этого года. «Мы долго не трогали убыточные объекты, несмотря на то, что экономический кризис бушует уже три города,— рассказывает господин Федоринин.— В основном, реализуем киоски, функционировавшие в отдаленных районах области, из-за больших затрат на доставку, низкого трафика и высокой себестоимости».
После продажи убыточных объектов работы лишатся около сотни киоскеров. В Челябинске останется около 250 точек сети. В «Роспечати» отмечают, что больше половины из них не имеют правоустанавливающих документов и в любой момент могут быть демонтированы по решению городских властей. Напомним, в июне 2017 года челябинские депутаты утвердили новый порядок размещения нестационарных коммерческих объектов на гостевых маршрутах Челябинска (около 30 улиц), запретив устанавливать там ларьки. По новым правилам, вдоль гостевых маршрутов, в том числе в местах, не являющихся остановками общественного транспорта, возможно лишь размещение торгово-остановочных комплексов (ТОК) площадью до 100 квадратных метров. Полагаясь на решение городской думы, администрация отказалась продлевать предпринимателям договоры аренды муниципальной земли, на которой расположены киоски розничной торговли. В результате появилась угроза сноса нестационарных объектов. В общей сложности за рамками правового поля оказались владельцы 2 тыс. челябинских киосков розничной торговли, отметил господин Федоринин, добавив, что размещение киосков «Роспечати» в формате ТОК предусматривает большой объем финансовых вложений. «Если раньше мы могли установить новый киоск на месте старого, сейчас должны выиграть аукцион со ставкой аренды, в несколько раз превышающей текущие тарифы. Помимо годовой арендной платы, нужно вложиться в установку павильона и остановочного комплекса, потратив около 1 млн руб.»,— сообщил руководитель сети. Представитель «Роспечати» отмечает, что в ближайшем будущем нерешенная ситуация с размещением киосков на гостевых маршрутах обострится в связи с подготовкой к саммитам ШОС и БРИКС.
Председатель Челябинского регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Константин Захаров полагает, что проблема рентабельности «Роспечати», в первую очередь, кроется в непопулярности сегмента рынка, в котором работает компания. «Видно, что с развитием интернета и доступности непечатных информационных источников фокус бизнеса в этих киосках должен был смещаться с бумажных носителей на что-то другое, к примеру, на торговлю товарами повседневного спроса. Газеты и журналы перестали продаваться в таких объемах, в результате эта форма бизнеса просто изжила себя»,— полагает эксперт. При этом новый порядок размещения киосков на гостевых маршрутах вряд ли может подорвать чей-то бизнес, отметил господин Захаров. «С другой стороны, требования, которые стали предъявляться к торговым объектам на гостевых маршрутах, бьют по интересам предпринимателей, заставляя их либо дополнительно вкладываться в бизнес, либо уходить с этих маршрутов»,— пояснил представитель «Деловой России». Господин Захаров добавил, что такие действия муниципальных органов власти являются лишь разовой акцией властей из-за предстоящих событий.
Владелец нестационарных объектов в Челябинске на условиях анонимности рассказал “Ъ-Южный Урал”, что в преддверии саммитов ШОС и БРИКС 2020 года администрация Челябинска готовит масштабный снос киосков в центре города. По его словам, демонтаж запланирован на пешеходной улице Кирова и по всему проспекту Ленина, там планируется разместить муниципальные объекты торговли, которые затем будут разыграны на аукционах и сданы в аренду предпринимателям. В свою очередь, собственники уже установленных киосков после аннулирования договоров аренды вынуждены работать без каких-либо документов. «Сейчас многие предприниматели, как говорится, сидят и курят на пороховой бочке,— отмечает участник рынка.— Ведь чтобы разместить в центре города муниципальные объекты, необходимо снести существующие».