БАМ выезжает на угле
ОАО РЖД обещает побить рекорды по его экспорту на восток
Как выяснил “Ъ”, на заседание президентской комиссии по ТЭКу в конце августа будет вынесено еще более масштабное увеличение экспорта угля на восток, чем ранее: вместо 180 млн т к 2025 году говорится о 195 млн т, есть предложения и о 240 млн т. Для финансирования развития железных дорог под эти объемы ОАО РЖД могут дать право оставить у себя чистую прибыль, дивиденды монополия будет платить лишь по привилегированным акциям. Но, по мнению аналитиков, с наращиванием мощностей под экспорт угля на восток можно просчитаться.
В Минэнерго состоялось совещание по проекту протокола заседания президентской комиссии по ТЭКу, которое назначено на 27 августа в Кемерово. Как сообщал “Ъ”, в основном там планируют рассматривать вопросы угольной отрасли, но список задач заметно изменился.
Вырос прогноз по экспорту угля. Исходно была цель «реализовать второй этап развития Восточного полигона (БАМ и Транссиб)», чтобы поднять экспорт до 180 млн т в год. Из таблицы разногласий (есть у “Ъ”) следует, что ОАО РЖД предлагало увеличить объем до 220–240 млн т, в финальную редакцию вошли 195 млн т. Угольщики Кузбасса ранее уже представляли планы до 2025 года — 126,5 млн т угля в 2025 году (см. “Ъ” от 26 июля). В ОАО РЖД сообщили, что предлагают реализовать второй этап развития БАМа и Транссиба под перевозку на восток до 195 млн т угля — включая экспорт и внутреннее потребление, объем основан на заявках грузоотправителей и прогнозах компании.
Как говорил на прошлой неделе директор по коммерческой деятельности ОАО РЖД Алексей Шило, сейчас погрузка угля опережает план: в январе—июле был рост на 4,9%, в августе — на 10,2%, и компания ожидает, что эти тенденции будут сохраняться.
Как он пояснял, угольщики строят производственную программу с учетом возможностей ОАО РЖД по вывозу, сейчас у них на складах 7 млн т — эквивалент недельной погрузки. Потенциал добычи выше и возможностей портов: в 2017 году перевалка угля в портах выросла более чем на 13%, признан дефицит портовых мощностей по перевалке.
Как рассказал источник “Ъ”, знакомый с обсуждением долгосрочной программы развития (ДПР) ОАО РЖД, сейчас она корректируется в том числе с учетом роста прогнозов по грузам на восток. Планы по развитию грузовой базы дали Кузбасс и Хакасия, говорит он, и они больше ожиданий ОАО РЖД: к 2026 году база вырастет не до 180 млн т, а до 210 млн т. Такие цифры были и раньше в других статьях ДПР после 2023 года, отмечает источник “Ъ”. Также ожидается, что объем портовых мощностей вырастет до 172 млн т, профицит — 50 млн т. В проекте ДПР выше и потребность в вагонах, которая сейчас, по экспертным оценкам, составляет более 100 тыс. единиц, а общие инвестиции монополии увеличились с 7,2 трлн руб. до 7,4 трлн руб. При этом суммы, которые ОАО РЖД планировало вложить в развитие Восточного полигона, за последние годы регулярно росли. В долгосрочной инвестпрограмме ОАО РЖД объемы этих инвестиций (включая мост на Сахалин) — 1,37 трлн руб.
Максим Худалов из АКРА считает, что масштабный рост экспорта угля в восточном направлении может быть ошибочным, если спрос Китая (крупнейшего потребителя) начнет стагнировать на фоне экологических ограничений. Он заметил, что очевидного преемника Китая в этой роли не просматривается: им теоретически может стать Индия, но к ней ближе поставщики Индонезии и Австралии, а Вьетнам не обеспечит столь высоких темпов роста спроса, как КНР в последние годы. Но господин Худалов полагает, что расширение портовых мощностей на Дальнем Востоке будет полезным, поскольку снижение грузопотока по углю может быть отчасти замещено ростом экспорта зерновых.
Но, судя по таблице разногласий, большую часть идей по поддержке углепрома из проекта протокола исключили. Среди них предложение о специнвестконтрактах (фиксируют налоговые льготы на десять лет в обмен на инвестиции) в углепроме, идея о приоритете угольных ТЭС в программе модернизации энергетики (Минэкономики, в частности, отметило, что эта генерация получит нежелательные преференции), господдержка производителей энергооборудования, в том числе для угольных ТЭС. Вычеркнута и идея ускоренного развития супертяжеловесного движения (вагоны с нагрузкой 27 т на ось). Также по инициативе Минприроды сдвинута разработка программы лицензирования угольных месторождений в 2021–2023 годах — до 31 декабря 2019 года, тогда же должны быть утверждены правила разработки месторождений и подготовки технических проектов для этого.
Сколько угольная генерация теряет на железной дороге
Но в протокол предложены и новые пункты. Например, ОАО РЖД и Минтранс предложили разрешить монополии платить дивиденды только по префам — на весь срок долгосрочных тарифов до 2025 года. ОАО РЖД давно этого добивается, но за 2017 год заплатит и по обыкновенным акциям (8,75 млрд руб.). Это дополнение предложено принять, как и пункт о приоритетном направлении чистой прибыли на инвестпроекты. В Минтрансе заявили, что прибыль ОАО РЖД надо направлять на эффективные для компании проекты с макроэкономическим эффектом. Также ОАО РЖД и Минтранс предложили дать компании средства на оборудование переездов средствами видеофиксации, перечислив на это уплаченные ею акцизы на дизтопливо (2017 год — 17,6 млрд руб., прогноз на 2018 год — 21,6 млрд руб.).