«Странное время выбрал Мединский для переформатирования Фонда кино»
Дмитрий Буткевич — об инициативе Минкульта
На фоне планов Минкультуры контролировать расходы Фонда кино в организации решили рассказать, куда тратят деньги. В частности, в этом году фонд выделил 700 млн руб. из собственных средств на семь российских фильмов. Так, организация поддержала картину «Братство» Павла Лунгина о войне в Афганистане и ленту «Гоголь. Страшная месть» Егора Баранова. Тем временем, Минкультуры, недовольное работой Фонда, предлагает передать правительству контроль за расходованием госсредств. О том, как это может отразиться на развитии российского кино, — арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич.
Итак, Министерство культуры хочет реформировать Фонд кино. Можно сказать, что хочет уже давно, но все почему-то не получается. Уж не знаю, когда точно разгорелся этот конфликт, но громче всего прозвучал голос министра Мединского в январе 2015-го, когда голливудский «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке получил «Левиафан» Звягинцева.
Тогда Владимир Мединский заявил публично, что деньги налогоплательщиков не должны идти на фильмы, которые «не просто заточены на критику действующей власти, а откровенно ее оплевывают, наполнены духом безысходности и бессмысленности нашего существования». «Левиафан» снимался как раз при содействии Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (так официально именуется Фонд кино). Минкульт тогда же добивался предоставления права вето при принятии решений о выделении Фондом денег кинопроизводителям.
Права такого министерству не дали, да, думаю, и дать не могли.
Посмотрим, как устроен Фонд кино: он создан в январе 1995 года, учредителем является правительство РФ, а отнюдь не Минкульт.
Понятно, что ведомство может лишь апеллировать к кабмину с предложениями и просьбами по поводу «усиления контроля» за деятельностью фонда, но само по себе практически бессильно. Да и бесправно.
Сейчас Министерство культуры предложило правительству самостоятельно назначать руководство Фонда кино, а также контролировать его расходы, причем не только бюджетных средств, но и собственно фондовских. СМИ пишут, что уже подготовлены изменения устава организации при личном участии министра культуры.
Не знаю, что получится, ведь пока что по уставу попечительский совет на общественных началах контролирует деятельность фонда, а, по сути, его исполнительного директора, который и обладает всей полнотой власти. Директором является бывший сотрудник администрации президента Антон Малышев. Попечители назначаются правительством и сами выдвигают исполнительного директора.
В «попсовете» состоят 14 человек, в основном заместители министров, всего двое сейчас или раньше работали в Минкульте. Председатель Владимир Толстой, советник президента РФ, есть два действующих режиссера — Шахназаров и Попогребский. Не уверен, что революционные изменения по получению тотального контроля над Фондом кино со стороны министра культуры пройдут через совет, а ведь именно попечители и могут единственно вносить изменения в устав.
Странное время выбрал Мединский для переформатирования Фонда поддержки отечественной кинематографии.
По итогам кинопроката за первое полугодие нынешнего года наше кино показывает цифры громадного роста. Судите сами: российские фильмы в кинотеатрах посмотрели 42,4 млн зрителей, что на 15,5 млн больше, чем за аналогичный период 2017 года. Совокупные кассовые сборы российских фильмов составили чуть более 10 млрд руб. — на 57% выше показателей того же периода прошлого года. Доля российского кино в кинотеатрах страны достигла абсолютно рекордных 40% (в прошлом году было 23%).
Интересно все же, чем обусловлен нынешний этап обострения отношений Министерства культуры и Фонда кино?