Инженер всечеловеческих душ
Умер Эдуард Успенский
14 августа на 81-м году жизни скончался писатель Эдуард Успенский. Он долго болел, лечился от рака в Германии, но умер в своем доме в Новой Москве.
Писатель Эдуард Успенский
Фото: Павел Смертин, Коммерсантъ
Эдуард Успенский родился в Егорьевске (Московская область) в 1937 году. В 1961-м окончил МАИ по специальности «инженер» и до середины 1960-х работал на приборостроительном заводе. Уже в институте он увлекся литературой: сочинял стихи и фельетоны сначала для институтской газеты, затем для «Крокодила» с «Неделей», а также писал скетчи, как назвали бы их сегодня, для эстрадно-сатирического театра МАИ «Телевизор».
Затем он начал писать детские стихи и прозу — и вот в 1966 году вышел «Крокодил Гена», пока еще в виде повести. Тогда-то и родилась слава «папы Чебурашки». Дальше только успевай читать. Эдуард Успенский был невероятно продуктивным писателем. Бывшие советские дети помнят, сколь многим ему обязаны, но даже они с первого раза не оценят масштаб.
Его герои, его словечки, его ситуации и его произведения — книги, мультфильмы, спектакли — формировали детей больше и лучше, чем официальные комсомолия с пионерией.
Успенский не только Чебурашка, он и Дядя Федор, и Дядюшка Ау, и «Пластилиновая ворона», а еще «Следствие ведут колобки». Его «Гарантийные человечки» легли в основу «Фиксиков», по его сценариям сняты «Год хорошего ребенка» и «Там, на неведомых дорожках…», а на советском радио и телевидении — первые детские не только по интонации, но и по духу передачи «Радионяня» и «АБВГДейка». Казалось, что Успенский был всюду.
Успенский не придумывал утопий в противовес действительности, в Простоквашинах и Чебурашках не было задора политической борьбы. Он просто умел находить те идеальные пространства, где кот дружит с собакой, лев — с крокодилом, где шестилетний мальчик начинает собственное хозяйство, а колобок с булочкой идут по следу преступников. Все это, конечно, ужасно смешно написано, и из коллективной памяти уже никогда не вытравить «хорошими делами прославиться нельзя» и «колбасу на язык». Но как-то само собой оказалось, что это пространство смеха — не радикального, ни в коем случае не «антисоветского» — стало единственно возможной территорией свободы. Так, Олег Табаков был великим актером, но единственная интонация, от которой он до конца жизни не избавился, было ироничное мурлыканье кота Матроскина. За эту броню иронии было невозможно пробиться, и, возможно, стоит согласиться с утверждением, что это обретение абсолютной свободы стало одной из трещин, разваливших советскую власть, лазейкой из ее тоталитарности.
Власть исчезла — Эдуард Успенский остался и все так же сочинял по несколько книг в год, многие из которых, судя по всему, до сих пор не опубликованы.
Заново «перевел» Карлсона, заставив его болтать по фене: «Чувствую, я склонен устроить маленький шухер». Писал актуальные продолжения своих старых историй. Например, «Бизнес крокодила Гены», где Гена накопил солидную сумму в долларах, которые накидали ему в бассейн, и теперь вместе с друзьями пытается найти ей самое выгодное применение.
Фотогалерея
«Взрослых не изменишь. Я понимал, что детям могу быть полезнее»
Эдуард Успенский родился 22 декабря 1937 года в подмосковном Егорьевске. Получил диплом инженера в Московском авиационном институте, но зарабатывал на жизнь сценариями для мультфильмов. В 1966 году на свет появился первые из всеми любимых героев Успенского – крокодил Гена и его друзья. В 1974 – дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик и другие обитатели Простоквашино
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
Эдуард Успенский стал автором более 70 книг для детей, порядка 10 пьес и около 60 сценариев для мультфильмов, среди которых – «Антошка», «Баба Яга против!», «Картина. Ехал Ваня» и другие. Самыми известными его героями, кроме Гены, Чебурашки и троицы из Простоквашино, были Вера и обезьянка Анфиса, а также следователи Колобки
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
Эдуард Успенский был не только успешным детским писателем, но и талантливым бизнесменом. В начале 2000-х он зарегистрировал фирму ООО «Чебурашка», которой принадлежало более 10 товарных знаков на основе произведений Успенского. В 2001 году он заключил первый договор с российским производителем продуктов питания – молочным комбинатом «Петмол» – на использование товарного знака «Простоквашино» и образы героев историй про Дядю Федора и его друзей
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
Чебурашка для многих стал самым любимым героем Успенского. В середине 2000-х Чебурашка стал официальным символом российской олимпийской сборной. В марте 2004 года японская компания «Terebi Tokio» частично выкупила у Успенского права на Чебурашку, заключив с писателем контракт на 10 лет для производства сериала про «русского покемона». Договор предусматривал съемки 50 серий по 30 минут каждая
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
Эдуард Успенский активно отстаивал свои авторские права в судах. К примеру, в декабре 2009 году Успенский вместе с Григорием Остером и поэтом Юрием Энтиным написали открытое письмо руководству страны, обвинив «Союзмультфильм» в нарушении их авторских прав. В октябре 2010 года Успенский выиграл суд против компании «Флешмастер», выпустившей USB-накопители в виде героев Простоквашино и других произведений писателя по лицензии «Союзмультфильма»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
Очередной скандал между Эдуардом Успенским и «Союзмультфильмом» разразился в ноябре 2017 года. Писатель обратился с письмом к президенту страны, снова обвинив студию в нарушении авторских прав. «Союзмультфильм» приступил к съемкам сериала по мотивам историй о Простоквашино, не заключив договора с Успенским. В апреле 2018 года писатель угрожал студии заявлением в Генпрокуратуру. В мае «Союзмультфильм» заявил, что отчисления Успенскому составили около 9 млн руб. 1 августа стало известно, что писатель и киностудия пришли к соглашению. «Союзмультфильм» получил эксклюзивные права на героев Успенского. Подробности сделки не разглашались
Фото: Коммерсантъ / Евгений Павленко
В 2007 году Успенский состоял в высшем совете партии «Гражданская сила». В 2010 году получил премию правительства РФ о области культуры, а также премию Корнея Чуковского в номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе». Был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2015 году был награжден премией им. Льва Копелева «За свободу и права человека», в 2016 – премией «Венец» Союза писателей Москвы
Фото: Татьяна Балашова / ТАСС
В последние годы Успенский боролся с раком желудка. В начале 2018 года вернулся в Россию после лечения в Германии. Он скончался в собственном доме в Новой Москве
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости
Описание современного города Простоквашинска кажется вполне точной пародией на русские 1990-е. Здесь есть и лесопилка, на которой работают мигранты, и торговый завод, и иностранный банк, и страховая компания «Титаник». В повести «Новые порядки в Простоквашино» почтальон Печкин приватизирует почту и отмывает доллары для городской администрации. Успенский пытался понять, что происходит вокруг, но видел точно такой же абсурд, в который он с удивлением входил в советские годы. В предисловии он предлагал детям читать книгу с родителями, чтобы лучше в ней разобраться. Родители хватались за сердце и думали, что любимый писатель детства сошел с ума.
Но главная трагедия Успенского была именно в том, что он оставался в своем уме. Он как раз все видел и понимал, а вот его читателям дороже было тешить собственную ностальгию, чем признавать, что любимому писателю есть еще о чем сказать. Ведь издалека его старые книги казались такими безопасными, а новые — такими странными, будоражащими, обидными, какими, возможно казались детские книги Успенского людям, рожденным в 1920-х годах.
Когда мы сегодня оплакиваем Успенского, за этим стоит больше, чем просто ностальгия по любимым книгам прошлого. Для многих советских детей он придумал свободное и при этом освобожденное от всякой идеологии детство: только смех, только игра, только дружба, только один за всех. И тут надо сказать о неприятном. Учитывая все вышесказанное, Успенский должен был бы стать очень богатым человеком.
Но его наследие оказалось национализировано: герои писателя стали народными еще при его жизни.
Чебурашка был и на зубной пасте, и на олимпийских плакатах — Успенского даже не спрашивали. На «Союзмультфильме» вышло продолжение «Простоквашино», которое привело Успенского в ужас, но его сценарии новых серий на студии и не думали использовать. Он бесконечно судился за права на своих персонажей, а их бесконечно тиражировали всюду, где только можно, но источником его дохода оставалась государственная пенсия в 70 тыс. руб., и в одном из последних интервью Успенский с горечью говорил, что государство ничем не помогло ему с лечением.
Вспоминая сегодня Успенского, стоит понимать, наверное, что мы все ему немножко должны. И не только за свое счастливое детство. Но и за то, что так дружно забыли его после. Он был, судя по всему, неудобным, непростым человеком. Судился, отстаивал свои права, вывел бывшую жену в образе старухи Шапокляк. Но и мы, чего уж там, оказались не самыми лучшими читателями. Хотя и благодарными теперь, не без того.