«Потеря человеческого контроля над системами вооружений недопустима»
Представитель Human Rights Watch Мэри Верхэм — о важности запрета боевых роботов
Сторонники запрета смертоносных автономных систем вооружений (САС) надеются, что предстоящая сессия Группы правительственных экспертов Конвенции ООН о негуманном оружии внесет ясность в вопрос о будущем боевых роботов. Представитель правозащитной организации Human Rights Watch, координатор глобальной кампании Stop Killer Robots Мэри Верхэм рассказала корреспонденту “Ъ” Елене Черненко, почему Россия и другие противники запрета САС рискуют остаться «за бортом международных процессов».
— В ООН обсуждают инициативу ряда стран и международных организаций по запрету боевых роботов. Как вы оцениваете перспективы этих переговоров?
— Мы считаем очень важным, что государства (а их уже более 70) участвуют в консультациях в ООН по этому вопросу. Пока еще слишком мало времени прошло, чтобы говорить о реальном прогрессе, но хорошо, что дипломаты определились с повесткой и приступили к предметному обсуждению юридических, технических, моральных и прочих аспектов тематики смертоносных автономных вооружений. И очень важно, что в ходе этих дискуссий постоянно возникает тема сохранения человеческого контроля над применением подобного рода вооружений. По нашим ощущениям, большая часть государств—участников переговоров все же считают опасным потерю контроля человека над такими критическими функциями, как выбор цели и ее поражение.
— Но пока ни о каких конкретных договоренностях речь не идет?
— Да, действительно, мы запустили кампанию Stop Killer Robots в 2013 году с ясной целью: добиться принятия юридически обязывающего международного договора о запрете полностью автономных смертоносных систем. В этом соглашении должно быть четко сказано, что потеря человеческого контроля над системами вооружений недопустима. Но хоть дипломаты и начали разговор по сути темы, ни на какую конкретную цель они не работают. Мы надеемся, что в ходе предстоящих переговоров в конце августа будет поднят вопрос о мандате группы. До сих пор дипломаты просто говорили. Мы же хотим, чтобы группа была наделена полномочиями по выработке конкретного документа.
— Российские переговорщики считают, что невозможно договариваться о каких-то ограничениях в отсутствие этих самых полностью автономных смертоносных систем.
— Необязательно, чтобы такие системы уже существовали, для того чтобы решить, что приемлемо, а что недопустимо. Переговоры о новом международном договоре можно и нужно начинать уже сейчас. Мы говорим о превентивном запрете полностью автономных боевых роботов. И речь не идет о введении ограничений на уже существующие системы с элементами автономии, такие как ударные беспилотники. Но чем дольше мы тянем, тем вероятнее, что на вооружении государств появятся полностью автономные боевые системы и нам придется иметь дело с последствиями этой новой реальности. Инвестиции в эту сферу текут рекой, технологии развиваются невероятными темпами, а дипломаты плетутся в хвосте этого процесса.
— Франция и Германия предлагают принять хотя бы просто политическое заявление о важности сохранения человеческого контроля над САС. Как вам такая идея?
— Это полумера. Если речь не идет о юридически обязывающем документе, то этого недостаточно. Нужны не политические декларации, а четкие правила.
— Российские переговорщики указывают на то, что в национальном законодательстве многих стран уже предусмотрена необходимость поддержания должного человеческого контроля над применением вооружений.
— Да, но этого тоже недостаточно. Хорошо, что государства озаботились этим вопросом и внесли соответствующие положения в свое законодательство, но на этом нельзя останавливаться. Следующим шагом должны стать международные договоренности. К этому уже призывают 26 государств мира. Если Россия, США, Израиль и прочие скептики будут и далее противиться разработке такого договора, они рискуют просто остаться за бортом международных процессов. Мы такое уже видели в истории. Вспомните, как тяжело вырабатывалась Конвенция о запрете противопехотных мин, но сегодня ее участниками являются 163 страны. Среди них нет России, США и Китая, но договор действует. Что же касается инициативы о запрете САС, то на весенней сессии Группы правительственных экспертов Китай стал первой из стран — постоянных членов Совета Безопасности ООН, которая высказалась за начало переговоров по этому вопросу. Важно также, что идею выработки подобного соглашения поддержал генсек ООН Антониу Гутерриш. С призывом запретить боевых роботов выступает все большее число авторитетных ученых, IT-экспертов, общественных деятелей. Так что мы на правильном пути.
Автомат с «калашниковым»
Россия выступает против запрета полностью автономных боевых систем