Матери прошли маршем за детей

Акция в защиту фигурантов дела «Нового величия» в Москве состоялась

В среду в Москве прошел «Марш матерей» — несогласованная акция в поддержку фигуранток так называемого дела «Нового величия» Анны Павликовой и Марии Дубовик. Мероприятию не помешали ни предостережение прокуратуры, ни следствие, неожиданно попросившее суд перевести девушек под домашний арест, ни, наконец, проливной дождь с грозой. Несколько сот человек, сжимая в руках зонты и игрушки, пришли к зданию Верховного суда, где долго скандировали «Отпустите детей домой». Акция прошла без задержаний.

«Марш матерей» прошел по всем правилам дорожного движения

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Пройти «Маршем матерей» предложила в понедельник в соцсетях группа из восьми человек, среди которых были телеведущие Татьяна Лазарева и Татьяна Малкина, издатель Варвара Горностаева и другие. «Мы выступаем в защиту Ани Павликовой, Маши Дубовик и вообще всех наших детей, которые, как показывает спровоцированное силовиками дело "Нового величия", сегодня находятся в опасности»,— заявили они, призвав собраться в Новопушкинском сквере и пройти к зданию Верховного суда. Вместо плакатов и лозунгов они предложили взять с собой детские игрушки — отсылку к популярной в соцсетях фотографии Анны Павликовой с фиолетовым единорогом.

Напомним, речь идет о так называемом деле «Нового величия» — группе молодых людей и девушек, которые, по версии следствия, создали экстремистскую организацию. Адвокаты утверждают, что обвиняемые стали жертвами провокации спецслужб. В марте по этому делу были арестованы шесть человек, включая 17-летнюю Анну Павликову и 19-летнюю Марию Дубовик. Омбудсмен Татьяна Москалькова и глава СПЧ Михаил Федотов предлагали перевести девушек под домашний арест, однако по просьбе следствия суд всякий раз оставлял их в СИЗО. По словам родителей, за шесть месяцев в СИЗО здоровье девушек серьезно ухудшилось — вот почему после очередного продления ареста организаторы решили срочно провести «Марш матерей», не тратя времени на согласования с властями.

Что еще нужно знать о деле «Нового величия»

Смотреть

Утром в среду сотрудники полиции попытались вручить организаторам предостережение о недопустимости проведения несогласованной акции, однако женщин не было дома. Чуть позже следователь по делу «Нового величия» прервал отпуск и неожиданно попросил отпустить девушек под домашний арест — хотя на прошлой неделе заявлял суду, что девушек необходимо оставить в СИЗО. Но это не повлияло на настрой протестующих — люди, собирающиеся выйти на марш, напоминали друг другу в соцсетях историю экс-гендиректора театра «Гоголь-центр» Алексея Малобродского, которого суд не отпустил под домашний арест даже после ходатайства следствия.

За несколько минут до начала акции Москву накрыл ливень с грозой. Протестующих это не остановило — они раскрыли разноцветные зонтики, прикрыв весь Новопушкинский сквер.

«Что нам дождь? Это пустяки по сравнению с тем, что испытывают эти дети в тюрьме,— сказала "Ъ" женщина в ярком дождевике, на который был нацеплен значок с единорогом.

— Моей дочке 16 лет. И я боюсь, что ее также посадят просто за оппозиционные взгляды». Вздохнув, женщина поделилась с корреспондентом “Ъ”, что всерьез задумывается над переездом за рубеж, чтобы «избежать аналогичной ситуации».

В 19:00 колонна зонтов направилась к Верховному суду. В толпе люди натыкались на спицы чужих зонтиков — над Тверским бульваром разносилось «извините» и «прошу прощения». На переходах большинство протестующих дисциплинированно дожидались зеленого сигнала светофора, создавая длинную очередь. Двое иностранцев разговаривали у перехода о прошедшем чемпионате мира — они рассказали “Ъ”, что на акцию их привела русскоговорящая подруга: «Сложно поверить, говорят, девушек посадили просто ни за что. Мы думали, такое только в Северной Корее происходит».

Мужчина в деловом костюме нес над женщиной желтый зонтик, а сам мок под дождем. «Ну зачем мы сюда пришли? — угрюмо спросил он спутницу.— Ты же понимаешь, что ничего не изменится?» «Если хочешь — уходи,— бросила женщина в ответ.— А для меня это важно, и для детей этих бедных важно. Надо еще такое шествие за Сенцова организовать». «Да умрет твой Сенцов, и девушек этих никто не отпустит»,— рассерженно ответил мужчина, но продолжил идти вместе с толпой.

— В соцсетях было много сообщений, что акция не согласована и приходить нельзя,— рассказал “Ъ” учитель московской школы Сергей.— Но мы не побоялись и вышли, а это в наше время многого стоит.

Перед Новым Арбатом протестующие все же стали переходить дорогу на красный, вынудив машины остановиться. Те начали сигналить, и через несколько минут приехал автомобиль ДПС. Полицейский перегородил движение и просил пешеходов быстрее проходить: «Делайте свои селфи на обочине, покидайте проезжую часть».

Дойдя до здания Верховного суда, протестующие начали скандировать: «Детям не место в тюрьме», «Отпустите детей домой», а потом просто — «Свободу!» Из-за того что ими никто не руководил, все кричали вразнобой — и слово «Свободу» 15 минут разносилось глухим эхом по переулку. Несколько сотен человек заняли всю проезжую часть, не обращая внимания на просьбы полицейских отойти с дороги. Через несколько минут приехал ОМОН — они оттеснили людей на тротуар, выстроились длинной шеренгой вдоль дороги, но задерживать никого не стали.

«Отойдите уже на тротуар, сколько можно,— увещевал полицейский двух женщин, которые пытались перейти дорогу.— Ваша акция вообще не согласована, но мы же вас не трогаем».

Наконец, Анна Наринская забрала у полицейских мегафон и обратилась к протестующим. «Дорогие друзья, мы очень просим не испортить какими-то безобразиями этот марш, который под дождем был удивительно трогательным и прекрасным,— сказала она.— Если вы хотите возложить игрушки к этим дверям — давайте это сделаем и разойдемся. Спасибо». Ей зааплодировали, а полицейский, вернув мегафон, начал повторять: «Уважаемые граждане, ваше мероприятие закончено». Какое-то время люди продолжали скандировать «Свободу политзаключенным!», но потом пошли к метро.

По оценке “Ъ”, на «Марш матерей» пришло около 500 человек, полиция заявила о двухстах участниках. На момент сдачи номера о задержаниях не сообщалось.

В Екатеринбурге также попытались провести «Марш матерей» — его анонсировали в группе «Екатеринбург за свободу». Но массовой акция не стала — на площадь Труда пришли всего пять женщин. «Народ у нас такой. Пока беда не коснулась своей семьи, своих детей, не будут выступать,— сказала "Ъ" пенсионерка Изольда Коростылева.— Ничего, нас мало, но мы в тельняшках».

В Санкт-Петербурге акция в поддержку фигурантов дела «Нового величия» проходила у памятника жертвам политических репрессий, напротив следственного изолятора «Кресты». Около 40 человек встали в одиночные пикеты, некоторые принесли к памятнику детские игрушки. Участники арт-группы «Родина» пришли с плакатом, на котором двое полицейских-кентавров накидывали лассо на голову пони — любимому мультперсонажу Анны Павликовой. Как и в Москве, акция прошла мирно и без задержаний.

Анна Васильева, Александр Черных; Дарья Плиска, Екатеринбург; Мария Карпенко, Санкт-Петербург

Вся лента