Сибиряки подняли трубки
Продажи смартфонов выросли на 20% в денежном выражении
Продажи смартфонов в Сибири за первое полугодие 2018 года выросли в денежном выражении на 20% — до 23,5 млрд руб., подсчитали участники рынка. При этом в количественном выражении продажи увеличились всего на 1% — до 1,8 млн смартфонов. Участники рынка объясняют это предпочтениями покупателей, делающих выбор в пользу более дорогих моделей. Эксперты считают, что в условиях роста стоимости смартфонов на 18% большинство покупателей в условиях экономии отложили покупку нового гаджета на полгода-год.
По итогам первого полугодия 2018 года в Сибири продано 1,8 млн смартфонов (+1–2% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года). В денежном выражении рост составил 22–23,5 млрд руб., или +20–21%), отмечают участники рынка. По данным объединенной компании «Связной» и «Евросеть», средняя стоимость смартфона выросла на 18% и по итогам первого полугодия 2018 года составила 12,8 тыс. руб. Размер среднего чека в Сибири в компании также увеличился — на 28%. Всего по итогам полугодия компания продала 473 тыс. смартфонов на 7,6 млрд руб. В группе «М.Видео» и «Эльдорадо» сообщили, что увеличили продажи по сибирскому региону на 32% в штуках и на 52% в деньгах. «Новосибирск и Красноярск традиционно вошли в шестерку городов с наиболее высоким спросом на смартфоны в штучном выражении. Их опередили только Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Ростов-на-Дону»,— уточнили в компании. В МТС сообщили, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи смартфонов в штуках остались на прежнем уровне. В денежном выражении продажи мобильных устройств выросли на 24%, сказала „Ъ“ пресс-секретарь МТС по Сибири Татьяна Зубко. В салонах «Билайн» на территории Сибири продажи смартфонов выросли в штучном выражении в полтора раза, а в денежном — в 1,8 раза. Руководитель службы монобрендовой сети «Билайна» Алексей Медведев объяснил это почти двукратным ростом числа салонов в России, и в Сибири в том числе.
По мнению участников рынка, рост продаж смартфонов в денежном выражении объясняется смещением потребительского спроса в пользу более дорогостоящих моделей. «Покупатели все чаще отдают предпочтение более дорогим моделям, так как технологии и инновации становятся неотделимой составляющей работы и досуга. Производители смартфонов стали выпускать все больше моделей с двойными и даже тройными камерами, которые оснащены множеством «умных фишек» вроде NFC и Face ID»,— говорит директор по управлению макрорегионами объединенной компании «Связного» и «Евросети» Елена Искратова. Кроме этого, как отмечают в МТС, каждый второй смартфон в Сибири дороже 30 тыс. руб. сегодня приобретают в кредит или рассрочку.
«Популярностью стали пользоваться более дорогие модели, поддерживающие LTE и 4G, уточняет директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. Дорогие модели приобретаются с перспективой пользования на несколько лет вперед. Средняя цена на смартфон, которую готовы выложить покупатели в регионах, составляет около 14–17 тыс. руб., в среднем по столице это 19 тыс. руб.»,— говорит он. Он отмечает, что росту продаж дорогих моделей способствует и онлайн-торговля, которая переняла на себя аудиторию, предпочитающую смартфоны в цене от 40 тыс. руб., так как при таком формате продаж у покупателей есть возможность сэкономить на дополнительных услугах со стороны салонов связи. В России на долю онлайн-торговли за первое полугодие 2018 года в штуках пришлось 1,8 млн смартфонов, рост к 1 полугодию 2017 года — 40%, в деньгах, по данным «М.Видео» и «Эльдорадо», — на 20%, или 33 млрд руб., по оценкам других сетей, рост в штуках доходит почти до 50%.
«Учитывая рост цен на смартфоны, их меняли в основном состоятельные люди, и вполне логично, что продажи в натуральном выражении почти не выросли. Эксперты политкорректно называют такую ситуацию „переход рынка к качественному спросу“, подразумевая, что люди стали выбирать более дорогостоящую технику ради более высоких технических и эргономических характеристик, дизайна и т.п. Но возможно, что продажи в штуках не выросли, так как товар подорожал, а спрос на него, в отличие от спроса на гречку, эластичен. Покупку нового можно отложить на полгода-год»,— говорит аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын.