Осужденным дадут работу наравне со студентами
В Саратовской области предлагают квотировать рабочие места выпускников вузов и молодых бывших заключенных
Квотирование рабочих мест для граждан в возрасте 18–30 лет, отбывших наказания в местах лишения свободы либо прошедших лечение от алкогольной и наркозависимостей, предлагают ввести на саратовских предприятиях. С инициативой выступила депутат Саратовской областной думы Юлия Литневская. Те же поправки касаются выпускников вузов. Общественники и депутаты поддерживают предложение, однако представители бизнеса считают, что подобные инициативы могут нанести вред работодателю.
В Саратовской области могут ввести квотирование рабочих мест для молодых людей, вышедших из мест лишения свободы, и выпускников вузов. С соответствующим предложением выступила депутат областной думы Юлия Литневская («Единая Россия»). Она предлагает дополнить областной закон «О квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий несовершеннолетних и молодежи в Саратовской области» положением о том, что квоты предоставляются для лиц в возрасте от 18 до 30 лет, освобожденных из мест лишения свободы, и лиц, прошедших курс лечения и реабилитации от наркомании или алкоголизма, а также выпускников вузов того же возраста, ищущих работу впервые по полученной профессии. Для выпускников данное право действует в течение 12 месяцев со дня окончания образовательных организаций.
Сейчас работодатели должны квотировать рабочие места для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, безработных граждан от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые. Госпожа Литневская предлагает расширить этот список, не изменяя размера квоты. В настоящее время работодателям, у которых среднесписочная численность работников предприятия превышает 100 человек, предлагается установить квоту в размере двух процентов от среднесписочной численности работников.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что трудоустройство выпускников образовательных организаций высшего образования остается «одной из главных проблем в сфере труда». «Большинство выпускников, получивших высшее образование, трудоустраиваются не по полученной специальности или работают неофициально»,— говорится в документе. Что касается отбывших наказание в местах лишения свободы граждан или прошедших курс лечения от наркомании, то их трудоустройство является «незаменимым условием» их социальной адаптации, однако у них возникают проблемы с работой.
Как пояснили “Ъ” в министерстве занятости, труда и миграции Саратовской области, в январе—июле 2018 года в органы областной службы занятости населения за содействием в трудоустройстве обратилось 93 гражданина, освободившихся из мест лишения свободы, из них 16 человек — в возрасте от 18 до 29 лет. Десять из них направлены на профобучение за счет средств областного бюджета. В 2017 году таких граждан было шестеро. За семь месяцев этого года был трудоустроен 51 бывший заключенный.
Что касается выпускников вузов, то в первой половине 2018 года в службы занятости обратились 60 человек, почти вдвое меньше, чем в прошлом году (105). Работу получили 46 выпускников, на профессиональное обучение направлены семеро. «По состоянию на 1 августа на учете состоят 29 выпускников высшего профессионального образования. По данным на 1 августа 2017 года, таких было 47»,— сообщили в ведомстве.
Генеральный директор ООО «Саратоворгсинтез» депутат Саратовской облдумы Вячеслав Володин сказал, что и сам ранее выступал с инициативой увеличить возраст выпускников вузов, для которых предлагается квотировать рабочие места, до 26 лет. «Предложение было связано с тем, что у нас многие молодые люди не успевают трудоустроиться по квоте до 23 лет, так как им, во-первых, нужно получить высшее образование, во-вторых, отслужить в армии»,— заявил господин Володин. Поправки депутата Вячеслава Володина были признаны недоработанными и не дошли до обсуждения думой.
Руководитель саратовского правозащитного центра помощи заключенным «Твое право» Виктор Синаюк считает инициативу своевременной и способной гарантировать бывшему заключенному предусмотренное Конституцией право на труд. «Проблема актуальная. У нас людей с судимостью отфутболивают на предприятиях. Бывших заключенных зачастую не берут работать даже на стройку. И что ему остается делать? Он, может, и хотел бы встать на путь исправления, но вынужден идти в обратном направлении. Поэтому работодателя надо обязать»,— уверен господин Синаюк.
Министр занятости, труда и миграции Саратовской области Наталья Соколова ранее говорила, что квотирование рабочих мест не меняет ситуацию на рынке труда, так как у работодателей нет мотивации брать сотрудника. «Нужно изменять механизм. Закон обязывает работодателей создавать рабочие места, квотировать, выделять, но не обязывает трудоустраивать»,— отмечала она. По ее словам, работодатель квотирует рабочее место, которое не требует квалификации, предлагает тяжелые условия труда и низкую зарплату.
Руководитель группы компаний «Подъем» Роман Репин предполагает, что подобные инициативы вредят как бизнесу, так и тем соискателям, которые, обладая опытом и профессиональными качествами, не попадают ни в одну из квотируемых категорий. «У нас создаются преференции при приеме на работу выпускникам вузов, пенсионерам и людям предпенсионного возраста, людям с ограничениями по здоровью. В итоге ценные специалисты ущемлены. Это несправедливо и по отношению к работодателю, и по отношению к соискателю»,— уточнил Роман Репин.