Экс-генерал СКР уходит в тюрьму не с пустыми карманами
В каких условиях будет отбывать наказание Денис Никандров
Генерал Денис Никандров лишился погон, но не потерял $1 млн. Бывшего замначальника Следственного комитета Москвы суд приговорил к 5,5 годам тюрьмы за взятку. Никандров также лишен звания. Однако штраф в 65 млн руб. ему решили не присуждать. «Коммерсантъ FM» попытался выяснить — в каких условиях предстоит сидеть экс-генералу, и почему он уже очень скоро сможет выйти на свободу. Об этом — Григорий Колганов.
Даже сменив китель на робу, генерал Никандров вряд ли станет простым заключенным. Ведь он «БС», то есть бывший сотрудник силовых структур. О спецколониях для них ходят легенды, мол, условия там скорее напоминают ведомственный санаторий.
На самом деле, за исключением отсутствия криминальных авторитетов тюрьмы для БС мало чем отличаются от обычной зоны, рассказал «Коммерсантъ FM» бывший заключенный одной из таких колоний Алексей: «Там холодные, плохо построенные здания, очень много бараков, в которых живут по 100 и больше человек.
Процентов 20 из заключенных — это люди, которые действительно служили в правоохранительных органах, а остальные — бывшие срочники внутренних войск либо пограничной службы.
Там будут и убийцы, и насильники, и наркоманы».
Впрочем, экс-генералу Никандрову может повезти. В Нижегородской области вблизи города Бор есть колония для «БС-ников», где условия несколько лучше. Там у высокопоставленного в прошлом СКР-вца будет возможность раскрыть даже дремавшие ранее таланты, полагает бывший зампредседателя Общественной наблюдательной комиссии по Нижегородской области Олег Хабибрахманов: «Там работает производство, есть возможность заниматься спортом, участвовать в художественной самодеятельности. Есть даже рок-группа "Борский этап". Помещение похоже на общежитие — это пятиэтажка, но внутри что-то похожее на казармы. Есть футбольное поле, храм».
Известно, что другие высокопоставленные коррупционеры последних лет — Алексей Улюкаев, Никита Белых и Александр Реймер — в своих колониях работают библиотекарями. Для Никандрова эта должность, без сомнений, почетная, но конкуренция высока, отмечает Олег Хабибрахманов. К тому же, она не предел карьерных мечтаний в нижегородской тюрьме.
«Более блатное место называется "дневальный церкви". По сути, это человек, который занимается там уборкой. В последний раз при церкви работал бывший начальник нашей нижегородской колонии», — рассказал Олег Хабибрахманов.
Денис Никандров пошел на сделку со следствием и сдал своих коллег — на обычной зоне этот поступок считался бы не самым правильным. Но в колониях для «БС-ников» таких понятий нет. Зато есть уважение к офицерским чинам, подчеркивает бывший начальник психологической службы ФСИН Татарстана Владимир Рубашный: «Гнобить генерала никто особо не будет. Он из карантина переводится в отряд, а потом его быстренько определяют на облегченные условия содержания, где четверо или пятеро осужденных».
Однако правозащитник Хабибрахманов с этим не согласен: «Самые блатные категории — это бывшие сотрудники ФСИН, оперативники уголовного розыска и офицеры спецназа.
Следственный комитет не в чести, потому что именно он расследует дела в отношении сотрудников полиции, которых там большинство.
Генеральские погоны бывшего сотрудника Следственного комитета не добавят авторитета, скорее, наоборот».
Срок, назначенный Никандрову за взятку в особо крупном размере, многих удивил — всего 5,5 лет. Впрочем, на свободе он может оказаться совсем скоро, считает координатор фонда «Русь сидящая» Инна Бажибина: «Он уже два года отсидел в СИЗО, остается 3,5 года. Через какое-то время, достаточно непродолжительное, он получит возможность условно-досрочно освободиться. Я думаю, что он воспользуется этим правом, и ему все пойдут навстречу, потому что он заключил сделку со следствием».
Если быть совсем точным, то условно-досрочно Никандров может освободиться через год и семь месяцев. А в колонии с учетом возможной апелляции он проведет и того меньше. На свободу бывший генерал выйдет с чистой совестью и, по всей видимости, не пустыми карманами: суд не стал штрафовать СКР-овца и снял арест с его дома, квартиры и счетов в банках. Вернуться на госслужбу он сможет уже через три года.
К бывшему генералу Никандрову вскоре могут присоединиться сослуживцы, в том числе его начальник, экс-глава московского Следственного комитета Александр Дрыманов. Всех их обвиняют в сотрудничестве с уголовным авторитетом Шакро Молодым. Утверждают, что взятки от него высокопоставленным следователям передавали в мешочках с логотипами модных марок.