Никола Пашиняна просят не револючить
Оппозиция призвала премьера Армении сменить тон в диалоге с Москвой
В Армении отметили 100 дней с момента завершения «бархатной революции», кульминацией которой стало избрание на пост премьер-министра лидера протестов Никола Пашиняна. Его рейтинг по-прежнему высок, но реальное влияние на процессы в стране не так велико: парламент по-прежнему контролирует безраздельно правившая до весны Республиканская партия. Собеседники “Ъ” в Ереване предсказывают снижение популярности господина Пашиняна к парламентским выборам, которые должны пройти до мая 2019 года. Тем более что о своих политических амбициях уже объявил непримиримый противник нынешнего премьера, экс-президент Роберт Кочарян: он уверен, что текущий политический курс ставит под угрозу стратегический альянс с Россией, а следовательно, и безопасность всей Армении.
Выступая на митинге перед многотысячной толпой, Никол Пашинян раздал целый ряд обещаний. В частности, сказав о недоверии граждан к судебной системе, он призвал подумать над созданием «органов переходного правосудия». Заявил политик и о необходимости ликвидировать пробелы в законодательстве, касающемся борьбы с незаконным обогащением. Напомним, что в ходе весенней «бархатной революции» борьба с коррупцией была одним из ключевых требований манифестантов во главе с Николом Пашиняном.
Упомянул бывший лидер протестов и об армяно-российских отношениях. По мнению политика, они неплохие, но будут еще улучшаться. «Мы движемся по пути вывода сотрудничества на новый уровень. Стратегическая дружба будет развиваться и углубляться»,— заверил Никол Пашинян. Он также добавил: «Скоро, после решения всех процедурных вопросов, вы все узнаете об армяно-российском гуманитарном проекте, беспрецедентном в истории независимой Армении». Никаких намеков на то, о чем может идти речь, он при этом давать не стал.
Разногласия между Россией и Арменией
На вчерашнем митинге премьер выглядел уверенно. Однако собеседники “Ъ” в Ереване дают понять: де-факто его политические позиции не так сильны, как кажется. «Уличные акции — это основной политический капитал Никола Пашиняна, а также его инструмент давления на конкурентов»,— заявил “Ъ” армянский политолог, эксперт Российского совета по международным делам Арег Галстян.
По его словам, господин Пашинян «понимает, что представители старой системы все еще обладают существенными ресурсами и способны дать политический бой». Собеседник “Ъ” напомнил, что Национальное собрание (парламент) до сих пор контролируется большинством из Республиканской партии Армении (РПА), которая была правящей до «бархатной революции».
«Общая линия, которую выбрал Никол Пашинян, правильная,— заверил “Ъ” директор ереванского Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степан Григорян.— Но он привел с собой лишь несколько молодых и неопытных министров. Все остальное — старые кадры. Так как же Пашинян может воплощать в жизнь свои идеи?» Господин Григорян также обратил внимание на отсутствие у фракции «Елк» Никола Пашиняна большинства кресел в парламенте, без чего «невозможно принять новые законы и, следовательно, оправдать ожидания людей».
Даже ближайшие соратники Никола Пашиняна признают: с течением времени рейтинг премьера будет снижаться. «В подобной конфигурации Пашинян вынужден оказывать давление на противников, демонстрируя, что уровень его поддержки среди населения остается крайне высоким»,— резюмирует Арег Галстян.
Исправить ситуацию призваны досрочные парламентские выборы, которые Никол Пашинян обещал провести до мая 2019 года. Но и на них успех нынешнему премьеру не гарантирован. Осложнить ему жизнь может, в частности, бывший президент Армении (1998–2008) Роберт Кочарян. Напомним, что после «бархатной революции» на политика было заведено уголовное дело за «узурпацию государственной власти». Именно так следственные органы охарактеризовали силовой разгон манифестации, на которую вышли недовольные результатами президентских выборов в 2008 году и за организацию которой в 2010 году в тюрьму сел нынешний премьер Пашинян. Глава МИД РФ Сергей Лавров жестко раскритиковал процесс, в рамках которого обвинения были предъявлены также генсеку Организации договора о коллективной безопасности Юрию Хачатурову (см. “Ъ” от 2 августа). Вскоре после этого суд отпустил господина Хачатурова под залог, а господина Кочаряна — под подписку о невыезде. Адвокаты последнего не исключают, что уголовное дело против него в ближайшее время вообще может быть прекращено.
В интервью телеканалу «Еркир Медиа» Роберт Кочарян заявил: «Считайте, что я уже вернулся (в политику.— “Ъ”)». По его словам, одна из причин такого решения связана с внешней политикой новых властей. «Я серьезно обеспокоен заявлениями премьер-министра о том, что весь мир должен адаптироваться, приспособиться к новой ситуации в Армении. И это, в частности, говорится России. Но Россия — не та страна, с которой можно говорить на таком языке»,— сказал экс-президент, тем самым вступив в заочную полемику с премьером Пашиняном. И резюмировал: «Без стратегического партнерства с Москвой наша безопасность будет под угрозой».
«После событий 1–2 марта 2008 года Кочарян стал политическим трупом, но его арест и дальнейшее решение об освобождении привели к политическому воскрешению,— считает политолог Арег Галстян.— Он получил возможность вновь стать политической фигурой. А остальное — дело времени и технологий». Эксперт также обратил внимание на то, что бывший президент «уже объединил вокруг себя» депутатов от РПА и «Дашнакцутюн», которые в сумме занимают в парламенте 57 кресел из 105. Отметим, что именно националистам из «Дашнакцутюн» принадлежит телеканал «Еркир Медиа», который выпустил интервью с Робертом Кочаряном.
Сейчас ключевая цель для экс-президента — избавиться от негативного имиджа, который сформировался после разгона митинга 2008 года. Так, 14 августа политик собирался провести пресс-конференцию, но ее сорвали активисты, кричавшие «Роберт — убийца!». После этого участники акции прошли шествием к зданию Генпрокуратуры, где потребовали обжалования решения апелляционного суда об освобождении экс-президента.
«У Роберта Кочаряна есть серьезные финансовые, административные и информационные ресурсы,— отмечает Степан Григорян из Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству.— Очень многие эксперты и журналисты в последние две недели начали выступать в поддержку Кочаряна. Это поражает и доказывает, что экс-президент начал действовать». Собеседник “Ъ” уверен, что Роберт Кочарян «может создать в Армении определенное движение, даже не имея широкой поддержки общества».