Пограничный велотуризм в массы
запустят на деньги России, ЕС и Финляндии
Как стало известно “Ъ”, до конца августа АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» объявит конкурс на разработку подходов к развитию велосипедного сообщения в приграничных регионах. Проект включает, в том числе, строительство велодорожки «Иматра — Светогорск» в Ленобласти. Его общая стоимость — €2 млн. По данным администрации Светогорска, границу на велосипеде с российской стороны проходят несколько тысяч человек в год. Всего за 2017 год зафиксировано около 34 тыс. пересечений границы на велосипеде. Эксперты считают, что главный выгодоприобретатель проекта — это финский персонал светогорского целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК) ЗАО «Интернешнл Пейпер» (входит в американскую International Paper).
Велосипедную трассу, связывающую приграничные города Светогорск и Иматра, расстояние между которыми всего 5 км, собирались открыть еще в 2019 году, потом в документах АНО "Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области" фигурировал срок — 2020 год, сейчас реализовать проект планируют к 2021 году. Как пояснили в дирекции, задержка была связана с длительным сроком сертификации программы "Россия — Юго-Восточная Финляндия", в рамках которой софинансируется велотрасса. В начале августа президент РФ Владимир Путин утвердил финансирование и реализацию программы приграничного сотрудничества. Общий объем финансирования программы — €72,3 млн (50% — средства ЕС, а другая половина одинаково разделена между госфинансированием Финляндии и России).
Из них около €2 млн направлено на развитие велосипедного транспорта между Россией и Финляндией. При этом €1,6 млн — это грантовые средства программы, еще около €400 тыс. в 2019 году направят Минтранс и правительство Ленобласти. После конкурсных процедур на НИР пройдут аукционы на проектирование и строительство велодорожки "Иматра — Светогорск" протяженностью 4 км и определятся подрядчики проекта, сообщили "Ъ" в дирекции. При этом половину бюджета потратят на собственно инфраструктуру, а другая половина (около €1 млн) будет направлена на популяризацию велодвижения: проведение велопробега, организацию семинаров по безопасности движения, социальную рекламу, подготовку полиграфии.
Число велосипедистов, пересекающих границу в погранпунктах "Светогорск" и Imatra Tulli, растет с каждым годом, говорится на сайте дирекции. Главная их цель — велопрогулки. На территории Финляндии велодорожки "являются неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры". Однако сейчас участок велотрассы со стороны Финляндии не доходит до границы пункта пропуска, но финны подтвердили готовность достроить ветку, сообщили в дирекции.
С российской стороны велосипедный маршрут, предположительно, пройдет от Красноармейской улицы по Спортивной, Пограничной и затем по улице Победы до МАПП "Светогорск". Ветка велодорожки (около 1-1,5 км) будет также проложена к ЦБК, на котором работает около 1,7 тыс. человек, говорят в администрации Светогорска. Часть велосипедного маршрута будет примыкать к автодороге, часть организуют как отдельную дорогу, в частности, последний отрезок — от улицы Победы до МАПП — будет идти отдельно, говорят в дирекции.
"Велотрасса необходима не только жителям Светогорска, но и петербуржцам, которые могут доехать до города на личном транспорте или автобусе и пересечь границу с Финляндией на велосипеде",— говорит глава светогорского городского поселения Сергей Давыдов. Сейчас велосипедисты проходят границу в общем потоке с другими видами транспорта. В проекте будет выделена отдельная полоса для велосипедистов на пункте пропуска с рамками для парковки, уточнили в дирекции. "Комфортное передвижение на велосипеде можно начать в начале мая, а закончить в октябре. Но если зимы бесснежные, то на велосипеде можно передвигаться и дольше",— считает господин Давыдов. По его словам, перспективным является продолжение велотрассы от Светогорска до Выборга, для этого также можно привлекать денежные средства ЕС. По словам источника "Ъ" в транспортной отрасли, при строительстве новой дороги от Выборга до международного автомобильного пункта пропуска "Брусничное" на границе с Финляндией (см. "Ъ" от 14.04.2017 и 22.12.2017) можно было бы также заложить велотрассу, таким образом, протяженность веломаршрута в регионе составит около 100 км.
По словам эксперта МОО "Город и транспорт" Владимира Валдина, новая трасса будет способствовать развитию велотуризма в регионе. Сейчас основной велопоток на границе формируют финны, в том числе финский персонал ЦБК, говорит эксперт, подчеркивая, что этим объясняется активное участие иностранной стороны в проекте.