Полгода без права на ускорение
Росстат подтвердил стагнацию в российской экономике
В первом полугодии 2018 года ВВП вырос на 1,6%, сообщил Росстат. Этот итог оказался несколько скромнее ожиданий Минэкономики и ЦБ. При этом положительное влияние факторов, толкавших экономику вверх в первой половине года, таких как экспорт (кроме нефти и газа), потребление домохозяйств, госстройки и ЧМ-18, постепенно сходит на нет. Уже вышедшая часть июльской статистики показала, что прошлый месяц оказался слабым как для промышленности, так и по части частных доходов и внутреннего спроса.
Росстат дал первую оценку динамики ВВП РФ в первом полугодии — экономика прибавила 1,6% в годовом выражении. Это чуть скромнее оценок Минэкономики в 1,7% и ЦБ, который ожидал от второго квартала 1,8–2,2% роста. Структура прироста ВВП пока не раскрыта, но основной его движущей силой, судя по данным Росстата и ЦБ, стали выросшие в связи с чемпионатом мира потребительские расходы и рост чистого экспорта в силу высокой цены нефти и повышенных летних трат иностранцев на российские услуги и товары. Вклад валового накопления в прирост ВВП второго квартала, как этого ожидали аналитики ЦБ, в силу сокращающихся запасов, вероятнее всего, был отрицательным.
Отрицательным мог стать и вклад чистого накопления основного капитала (в первом квартале 2018 года капвложения дали 0,3 процентного пункта прироста ВВП, см. “Ъ” от 7 августа), так как Росстат зафиксировал замедление годовых темпов роста инвестиций с 3,6% в первом квартале до 3,2% в первом полугодии. При этом объемы строительства, на которые приходится более половины всех капвложений, после окончания крупных госстроек снижаются. Об отсутствии значимых изменений в предложении инвестиционных товаров и ухудшении инвестпланов промышленности в последние месяцы свидетельствовали и опережающие индикаторы ЦМАКП и ИЭП имени Егора Гайдара (см. “Ъ” от 31 июля).
На фоне слабых данных о промпроизводстве (оно хотя и показывает годовой рост, но месяц к месяцу не растет) Минэкономики в докладе «Картина деловой активности» сообщает об ускорении годового роста ВВП в июле (оценка ежемесячного прироста этого показателя — уникальное для мировой практики изобретение министерства) до 1,8% с 1,3% в июне. Среди причин этого ведомство называет то, что после смягчения условий сделки ОПЕК+ нефтегазовая отрасль активно наращивает добычу. В то же время, признает Минэкономики, темпы роста оборота розницы с окончанием чемпионата мира замедлились с 3% в июне до 2,5%.
Впрочем, Росстат, очистив влияние на эти данные сезонных и календарных изменений, обнаружил, что в июне и июле оборот розницы был стабильно на 0,2% ниже среднемесячных показателей 2015 года. При этом столь же низкой (с учетом сезонности к среднемесячному уровню 2015 года) остается и динамика реальных располагаемых доходов населения, которые в годовом выражении выросли в июле на 2%, но по сравнению с июнем сократились на 4,7%. Причина — сокращение реальной и номинальной зарплаты за июль на 7% и 7,3% после начисления полугодовых премий.
Потребление в июле поддерживали не только прибывшие в РФ туристы, но и усиленный рост кредитов домохозяйствам: на 11,6% за январь—июль и 20% в годовом выражении. И хотя основной прирост кредитов частным лицам по-прежнему приходится на ипотеку, необеспеченные кредиты также растут заметно быстрее реальных зарплат и доходов. Отношение общего долга граждан по кредитам к годовым доходам по итогам июля превысило показатель в 24% и приближается к докризисному максимуму в 25%. Показательно, что в первом полугодии 2018 года в исполнении судебных приставов находилось около 5,6 млн исполнительных производств о взыскании задолженности с физлиц в пользу банков (на 1 млн больше, чем за такой же период 2017 года) в сумме более чем 2 трлн руб. Это означает, что потенциальные риски как для домохозяйств, так и для банковской системы растут.