О лучших выставках лета
Дмитрий Буткевич — об экспозиции китайских художников во Франции
Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает о выставках Чжао Уцзи и Ай Вэйвэй в Париже.
И снова о лучших выставках лета. Напомню, это выбор Жюдит Бенаму-Юэ. Две выставки современных китайских художников во Франции: Чжао Уцзи в Музее современного искусства города Парижа (Musee d'Art Moderne de la Ville de Paris) и Ай Вэйвэй при кураторстве самой Бенаму-Юэ в марсельском Музее цивилизаций Европы и Средиземноморья (MuCEM). Чжао Уцзи, родившийся в Китае в 1921-м, скончался в Швейцарии в 2013-м. Его называют гражданином мира и заметной фигурой в послевоенном искусстве Франции. Выставка в городском Музее модерна посвящена работам Чжао огромного размера, до 6 м в длину.
Его черно-белые полотна, в которых он использовал чернила и бумажные свитки, напоминают работы американских абстракционистов, его современников. Кто-то сравнивает Чжао с Джоан Митчелл, кто-то — с Сэмом Фрэнсисом. Уцзи встречал его в Париже и говорил о Фрэнсисе так: «Мы все были молодыми художниками от 25-ти до 28 лет. Мы все переживали одинаковые приключения».
В марсельском музее MuCEM открыта выставка самого, наверное, знаменитого китайского художника Ай Вэйвэя. Идея ее выражена куратором Бенаму-Юэ в слогане «How the West got China wrong» («Как Запад понял Китай неправильно»). Такой заголовок дал журнал The Economist своему материалу о тотальном непонимании Западом Китая. А 7 марта нынешнего года в Instagram знаменитого датского художника Олафура Элиассона под этим названием было опубликовано фото стоящих рядом Олафура (242 тыс. фолловеров) и Ая (402 тыс., и я, кстати, в том числе). Они стоят с журналом в руках и смеются.
Куратор Бенаму-Юэ считает, что творчество Ай Вэйвэя помогает современному Западу хотя бы как-то понимать современный Восток.
Ну что еще упомянуть? Тотальное присутствие в художественном мировом пространстве Альберто Джакометти. Ретроспективы скульптора открыты и в музее Гуггенхейма в Нью-Йорке, и в Фонде Бейлера в Базеле. К тому же, открылась после реставрации для посещения студия Джакометти в Париже. Как пишет Бенаму-Юэ: «Alberto Giacometti is everywhere» («Альберто Джакометти повсюду»).